VI. Лекция с элементами анализа текста
Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни, пугали «жирного буржуа» народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. В этом Владимир Маяковский видел нечто родственное своим революционным настроениям. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить!
Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Можно открыть оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского, отметить обилие броских названий-обращений и определить предмет поэзии: внешний мир (город) и образ «я», противопоставленный ему.
Уже в одном из ранних стихотворений мы находим необычные образы, необычную форму, необычную графику стиха, ошеломляющую поэтическую новизну. Яркая пластика стихов Маяковского выдает в нем художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы («Ночь»):
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Новаторство Маяковского проявляется и в яркой публицистичности его произведений.
— Вспомните, что такое публицистика?
(Публицистика — вид литературы, посвященный обсуждению актуальных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.)
В ранних стихах в поэмах Маяковский с непривычной для русской поэзии дерзостью бросает вызов миру сытых и богатых. Читаем стихотворение «Нате!» (1913).
Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь». Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.
Заметим, что антиэстетизм — это принцип Маяковского, как вообще футуристов. (Антиэстетизм — отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности.)
— Как в стихотворении выражен конфликт поэта и толпы?
(Лирический герой Маяковского — носитель гармонии — часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания. Этот лирический герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок. Этот герой может спросить: «А вы ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?» или: «Ведь, если звезды зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно?» («Послушайте!», 1914). Прочитаем это стихотворение.)
— Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы?
— В чем особенность названия стихотворения «Послушайте!»?
— Чем похожи лирические герои этого стихотворения и стихотворения «Нате!», а в чем их отличие?
Звезды — лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то», кто является посредником не Богом и людьми («плевочки» и «жемчужины» — слова-антитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта — нести свет. Образ Бога снижен, Бог — это старик, у которого «жилистая рука». Слом старого мира со всем, что он накопил и в духовном, и в материальном плане, для Маяковского — условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.
Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства», — Это слова самого поэта.
Для жизни нужна любовь. Тема любви сложно переплетается в творчестве Маяковского с темой искусства, с темой общества и даже с темой революции. В поэме о революции «Хорошо!» (1927 г.) он пишет:
Если я
чего написал,
если
чего
сказал —
тому виной
глаза — небеса,
любимой
моей
глаза.
Прочитаем стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Ответим на вопросы:
— Назовите героев стихотворения.
— Попробуйте пересказать стихотворение: о чем оно?
— Почувствовали ли вы лиризм стихотворения? Какими средствами он достигается?
Прочитаем стихотворение «Люблю», попробуем проанализировать его.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть понравившееся вам стихотворение Маяковского.
2. Подумайте над вопросом: в стихах Маяковского больше публицистика или лирика? (Подготовка к диспуту.)