Жизнь и творчество С. А. Есенина (по А. Козловскому)
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, — все это корнями уходит в детство.
Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепым, странники они пели духовные стихи — о рае, о Миколе, о Лазаре, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире — и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был забиякой и сорванцом. Эта двойственность натуры поэта — стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность — выразилась в его лирике.
Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.
В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В 1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И. Д. Сытина — получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского.
В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.
Молодой Есенин — нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди — одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.
Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов — жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственно точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / Наберу со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.
В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства. В художественной системе их произведений проявились как тенденции символистской поэтики, так и черты постсимволистской литературы, в частности обращенного к вещному миру акмеизма. Среди писателей крестьянского направления следует назвать Н. Клюева и С. Клычкова.
В 1918 г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.
Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа 1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.