Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе.
Образ родины в лирике поэта
Цель урока: расширить знания учеников о личности Есенина и его творчестве; показать своеобразие его лирики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Выразительное чтение стихотворений Блока (наизусть).
2. План статьи о Есенине из учебника-хрестоматии
II. Чтение стихотворений и беседа о творчестве С. А. Есенина
Хорошо, если стихотворения Есенина прозвучат уже в начале урока. Пусть ученики прочитают свои любимые стихи, фрагменты. Наверняка в любом классе найдется хоть несколько человек, которые знают и любят поэзию Есенина, Можно включить запись стихотворений в исполнении артистов или прослушать песни на стихи Есенина.
Беседа после этого должна быть короткой. Скорее, это обмен мнениями: Что вас привлекает в поэзии Есенина? В чем причина столь широкой популярности его стихов?
III. Слово учителя
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, бережное к ней отношение.
IV. Анализ стихотворений
Эту часть урока можно построить как совместную работу. Учитель задает вопросы — ученики отвечают, подбирают примеры, учитель и сам участвует в обсуждении. Сборник лирики Есенина должен быть у каждого.
— Как Есенин изображает природу? Какие художественные приемы характерны для лирики Есенина?
Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, // Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, // край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся // Скирды солнца в водах лонных, // Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»...
Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты, — звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление, — «стозвонный», звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам // белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки // Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор краткий», «слабый крике, «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», — и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, множество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом», «И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.
— Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? (Несколько минут на выполнение задания.)
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные — то нежные, то яркие — цвета и оттенки. В лирике Есенина и краски, и движение, и звуки мира, и запахи.
— Найдите примеры изображения запахов,
«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т. д.
— Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души — с весенним цветением, образ лирического героя — с кленом. Найдем примеры.
Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира природы-родины. Мы начали урок со слов Есенина. Закончим тоже его словами: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине».
Домашнее задание
1. Выучить наизусть стихотворение Есенина (по выбору учеников).
2. Ответить на вопросы учебника-хрестоматии по творчеству Есенина.
Информация для учителя
1. С. А. Есенин «О себе»[27]
Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии Рязанского уезда Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми прошло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без сердца и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только о бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцать лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции. С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах.