IV. Выразительное чтение фрагмента комедии (по ролям)

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по комедии М. А. Булгакова «Мертвые души» по поэме Н. В. Гоголя.

Уроки 81-82

М. А. Булгакова «Мертвые души»

Цель урока: проверить, насколько усвоили ученики материалы уроков по творчеству М. А. Булгакова; развивать навыки письменной речи, умение выражать свое мнение, анализировать текст.

Темы сочинений:

1. Мастерство Булгакова-сатирика (по комедии «Мертвые души»).

2. К чему обращено острие сатиры Булгакова в комедии?

3. В чем смысл финала комедии?

4. Актуальность комедии Булгакова и поэмы Гоголя.

5. Речевая характеристика героев комедии.

6. Чичиков и его окружение в комедии Булгакова.

Примечание. В зависимости от реальной учебной ситуации сочинение может быть написано дома или в классе.

Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)

Цель урока: дать толкование понятию «Серебряный век», сделать обзор поэзии Серебряного века; познакомить учеников с основными поэтическими направлениями.

Ход урока

I. Повторение темы «Литература рубежа ХIХ—ХХ веков»

Вопросы:

— Какие явления социальной и культурной жизни рубежа ХIХ ХХ вв. повлияли на развитие литературы?

— Какие общественные настроения преобладали в это время?

— Имена каких поэтов того времени вам известны? Какие их произведения вы помните? Как они отразили свою эпоху?

II. Слово учителя (лекция)

Литература рубежа веков и начала ХХ в., ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила наименование Серебряного века.

Серебряный век — сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но прежде всего в литературе, а точнее — в поэзии, так как именно она с ее быстротой, силой и яркостью воплощения мироощущения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи.

Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 г. статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIХ столетие, он назвал отечественным золотым веком, а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — Серебряным веком. Окончательно выражение вошло в оборот после опубликования написанных уже в 1960-е го воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе Серебряного века».

Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры — творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом — к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями.

Впервые в литературном творчестве выражение-«Серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, —

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Модернизм (от франц. — новейший, современный) подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в различных видах искусства).

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других талантливых людей, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента.

Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии.

Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысляются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: «символизм», «акмеизм «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «эгофутуризм» «кубизм «имажинизм», «экспрессионизм», «лучизм» и т. д. Некоторые из них впоследствии утвердились в качестве терминов, многие — канули в Лету.

Все эти «измы» не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами. Очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту «переросли» эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.

Нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского — футуризмом, хотя тот индивидуальный облик, который имел каждый из них, приобретен на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества. Многие замечательные поэты творили вне групп и направлений: И. Бунин, В. Волошин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Наши рекомендации