Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя.
Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»
Цель урока: кратко познакомить учеников с жизнью Горького; дать обзор его автобиографической трилогии; совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.
2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о М. Горьком и планов статьи.
Примерный план:
1. Евгений Замятин о личности писателя: «Горький и Пешков».
2. Общественная деятельность писателя в послереволюционные годы: «Как у него… хватает сил на все…»
3. Отъезд Горького за границу.
4. Завершение работы над автобиографической трилогией.
5. Между чужбиной и родиной.
6. Вера Горького в новую жизнь. Статья «Если враг не сдается, его уничтожают».
7. Возвращение в СССР. Литературная и общественная деятельность Горького.
8. Суть личности Горького: «Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг».
9. Смысл эпиграфа к статье о Горьком.
3. Аналитический пересказ избранных глав повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты).
II. Беседа по фрагментам повести М. Горького «Мои университеты»
Вопросы:
1. Объясните смысл названия повести. Как он обыгрывается в начале повести?
2. Как вы понимаете слова бабушки: «Не Бог людей судит, это — черту лестно!»
3. Какие общие черты подметала бабушка между Алешей и его дедом?
4. Какую главную черту отмечает герой в бабушке?
5. Как вы оцениваете поведение героя в семье Евреиновых?
6. Почему герой тянулся к «людям грубых инстинктов»?
7. О какого рода зависти в себе говорит герой?
8. Какой жизненный опыт он вынес из общения с людьми из «едкой среды»?
9. Чем «очаровал» героя Гурий Плетнев?
10. Что помогло Алеше Пешкову, чувствовавшему «в часы голода, злости и тоски», что он способен на преступление, удержаться?
11. Какое определение дает герой русскому языку?
12. Как герой определяет «мудрость» своего приятеля Плетнева?
13. Почему Горький называет жителей Марусовки «колонией бывших и будущих людей»?
14. Чем привлекали героя «конспиративные дела» и почему разочаровали его? Как вы считаете, в каком смысле употреблено слово «вероучитель» по отношению к руководителю конспиративного кружка?
Комментарии учителя
К № 1: Слово «университет» имеет сначала прямой смысл: герой собирается учиться в Казанском университете. Затем «университетом» назван подвал в развалинах дома. Постепенно слово «университет» воспринимается как «фантазия».
К № 2: Бабушка фразой «Не Бог людей судит, это — черту лестно!» говорит о своей убежденности в силе доброты, в необходимости прощать, не осуждать других. Злиться и сердиться, а значит, судить людей, считает бабушка, все равно что подыгрывать черту, врагу рода человеческого, тешить его тщеславие.
К № 3: Обратим внимание, как бабушка характеризует деда: «Горький старик». Сопоставим эту характеристику с псевдонимом писателя.
К № 4: Отметим главное в бабушке: «сияние неистребимой любви к людям».
К № 5: Жизнь в семье Евреиновых Горький описывает уже с высоты своего возраста. Став взрослым, он понимает, что был обузой для бедной вдовы, тащившей немыслимый воз. С иронией и беспощадностью к себе он показывает, как нечуток и бестактен он был, объясняет это «эгоизмом и легкомыслием юности».
К № 7: Рассказчик отрицает отсутствие в себе зависти: «завидовал я много и многому», но это зависть не к богатству или успеху другого человека, а к творческим способностям людей, восхищение их талантами.
К № 10: «Романтизм юности помешал мне свернуть с дороги, идти по которой я был обречен». «Серьезные книги» тоже сыграли свою роль в том, что герой не поддался влиянию «едкой среды».
К № 11: Интересно послушать комментарии учеников к определению Русского языка: «живой и трудный, капризно гибкий».
К № 12: Плетнев обладал «мудростью, имя которой — веселье». Это значит, что Плетнев вносил в серую, грязную, тусклую жизнь сказку, радость, шутку, поддерживал людей «смелыми речами», советами. В этом оптимизме и была его мудрость.
К № 14: «Конспиративные дела» привлекли героя таинственностью. Занятия в конспиративном кружке оказались скучными, далекими от реальной жизни, к которой влекло Алешу Пешкова. Слово «вероучитель» носит иронический характер: оно слишком возвышенно, торжественно, для того чтобы обозначать «молчаливого человека, робкого в мыслях, осторожного в словах каким был руководитель кружка.
Домашнее задание
1. Ответить на вопросы (с. 350).
2. Повторить признаки публицистического стиля.