Судьба поколения 1830-х годов
В лирике М. Ю. Лермонтова
Цели урока: обучение анализу стихотворения; анализ стихотворения «Дума»; рекомендации по подготовке к сочинению.
Словарная работа: аллегория, гражданский пафос.
Ход урока
Печально я гляжу на наше поколенье...
Лермонтов
I. Работа с опорной схемой
II. Реализация домашнего задания
— «Расшифруйте» аллегорию, содержащуюся в стихотворении «Поэт».
— За что критикует поэта (характерно, что себя лирический герой не отождествляет себя с таким «поэтом») лирический герой стихотворения «Не верь себе»?
— Как автор показывает, что бытие «толпы» достойно глубокого осмысления?
III. Анализ стихотворения «Дума»
Задание: составить цитатную характеристику поколения:
«Богаты... ошибками отцов»;
«К добру и злу постыдно равнодушны»;
«Перед опасностью... малодушны»;
«Перед властию... рабы»;
«Иссушили ум наукою бесплодной»;
«И ненавидим мы, и любим мы случайно»
Информация для учителя
«Дума» (1838) мрачное стихотворение. В ней будто бы даже и нет поэта, который противостоит своему поколению. Автор не отделяет себя от современников, не пишет «мы», принимая и на собственный счет все перечисляемые пороки и потери: бесцельное усвоение опыта «отцов» (их ошибки и «поздний ум» — это и общечеловеческая закономерность, то, что люди с возрастом «остепеняются», теряют задор молодости, и конкретно-историческая ситуация, общественная апатия после гражданского энтузиазма времен декабристов), бессмысленную работу ума, усталость от бездеятельной жизни, равнодушие к добру и злу (здесь оно у Лермонтова «постыдно»), отсутствие мужества и гордости (снятие при первой публикации строки «Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию — презренные рабы»), вынужденную скрытность (современники таят «завистливо от ближних и друзей! Надежды лучшие и голос благородный! Неверном осмеянных страстей», как таит их в «Герое нашего времени» Печорин, в лучшие чувства которого окружающие не верили), быструю растрату «юных сил», способности к радостям, отсутствие «восторга» в отношении к искусству, не нужное сбережение «в груди остатка чувства» с чисто случайными ею проявлениями («И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви дисгармоническую противоречивость внутреннего мира («И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови», т. е. любое «воспламенение» заранее готово погаснуть).
Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому, считает автор «Думы» оно и не оставит векам «гением начатого труда». Это тем печальное, что имеются в виду молодые люди. «В начале поприща мы вянем без борьбы». А жизнь без борьбы (хоть с той же бурей) для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский. Так что автор в «Думе» — и представитель своего поколения, и противостоящий «толпе угрюмой» обличитель ее. «Поэт» кончался вопросом, «Дума» — утверждением, апелляцией к умному и справедливому, но обделенному потомку, «обманутому сыну»: «И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, / Потомок оскорбит презрительным стихом... Фактически Лермонтов не дожидается суда потомков, как в «Смерти поэта» и других гражданских стихах не дожидался суда небесного или какого-либо еще, а судит сам, выносит приговор своим стихом.
Вопросы:
— Какую жизнь ведет такое поколенье?
— Относит ли себя лирический герой к этому поколению?
Вывод: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.
Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.
IV. Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...»
Такой анализ может проводиться в сильных классах или индивидуально наиболее подготовленными учениками.
Информация для учителя
Итак, в стихотворении «Дума» Поэт не дожидаясь суда, судит сам, выносит приговор своим стихом. Отчетливее, прямее это противостояние выражено в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»(1840), также заканчивающемся упоминанием стиха, определенного эпитетом «железный». Поэта духовно поддерживали воспоминания о лучшем лично для него. Стихотворение построено на антитезе светского ритуализованного, бездушного развлечения, когда «затверженные речи» производят впечатление дикого шепота, а изящные танцы — шумной пляски, и воспоминаний забывшегося автора о детстве в родных местах, на лоне природы, куда он летит «вольной, вольной птицей» (слово повторено, хотя птица и так ассоциируется с вольностью). На маскарадном балу, предполагающем раскованное поведение, тем не менее господствует поведение условное, искусственное, несвободное. Изображение его занимает два шестистишия, составляющих одно длинное сложноподчиненное предложение, в котором «образы бездушные людей, / Приличьем стянутые маски» действительно «мелькают». Фигуры видятся «как будто бы сквозь сон». Воспоминаниям отведено вдвое больше стихов, четыре строфы, и в них предстают вполне конкретные картины. Но они включают и мечту в мечте. «Странная тоска» зародилась еще тогда, давно, когда к юному герою пришла мечта о чудесном создании. «Так царства дивного всесильный господин — / Я долгие часы просиживал один...» Мальчиком и юношей Лермонтов грезил далеко не только о прекрасной девушке. В «Отрывке» (1831) он признавался, что «в себе одном / Нашел спасенье целому народу». Теперь, однако, и куда менее амбициозная мечта оказывается живее и достойное реальности, к которой героя возвращает последняя, седьмая строфа. Здесь сразу два «обмана»: самообман автора, надолго погрузившегося в прошлое, и обманная жизнь света, которая перед глазами. Этот второй «обман», ложную веселость поэту и хочется смутить своим стихом, «облитым горечью и злостью!..». Традиционно низкое в поэзии слово «злость» в самом ответственном месте стихотворения, концовке, уместно, ведь автору не до светского условного жаргона. Миражная атмосфера оправдывает запутанный, не везде правильный синтаксис (так, по речевой норме следовало бы после упоминания «толпы людской» употребить местоимения «ее», «ей», а не «их», «им»: «дерзко бросить им в глаза...»), блуждающее, «рваное сознание делает естественными формальные несоответствия.
V. Подготовка к классному сочинению-рассуждению
Тема для сочинения может быть предложена следующая: «Идеальная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино« (1837), «Дума» (1838)».
Учащимся может быть предложен план для обсуждения:
1. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения — сквозная тема в лирике М. Ю. Лермонтова.
2. В стихотворении «Дума» и «Бородино» выражена общая мысль — упрек поколению 30-х годов ХIХ в.
3. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом; позорное малодушие перед опасностью поколения 1830-х годов.
4. Единодушие и сплоченность героев 1812 г.; полная разобщенность поколения 1830-х годов.
5. Герои 1812 г. навсегда останутся в памяти народной; поколение 1830-х годов «потомок оскорбит презрительным стихом».
6. Гражданская направленность рассматриваемых стихотворений: эти два стихотворения выразили жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел (Белинский).
Вопросы:
— Правильно ли определена взаимосвязь между частями сочинения?
— Чем определяется полнота и глубина в раскрытии каждой части сочинения?
Домашнее задание
Составить черновой вариант работы.