Композиция «Евгения Онегина»

По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, т. е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

В романе две сюжетные линии:

1. Онегин — Татьяна:

— Знакомство — вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

— Разговор с ничей, письмо к Онегину.

— Через два дня объяснение в саду.

— Сон Татьяны. Именины.

— Татьяна приходит в дом Онегина.

— Отъезд в Москву.

— Встреча на балу в Петербурге через два года.

— Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен...

— Письмо к Татьяне. Объяснение.

2. Онегин — Ленский:

— Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны:

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

— Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

— А что?

— Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

— Именины Татьяны:

Онегин:

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули — больше ничего —

Вдруг разрешат судьбу его.

— Дуэль.

Композиция:

Глава 1 — развернутая экспозиция.

Глава 2— завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 — завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 — дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава 8 — развязка I линии.

Открытость романа — важная композиционная особенность.

Необычность развязки — отсутствие определенности — два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то; поэта

Обыкновенный ждал удел...

— Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах; встреча — письмо — объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным; в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя», — говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

— Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства;

Их вовсе не достоин я...

— Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе;

— Я вас люблю (к чему лукавить?)...

— Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна — ожидание ответа — реакция адресата — два объяснения.

— Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).

— Ось симметрии — сон Татьяны (глава 5).

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава 1 — Петербург — жизнь Онегина.

Глава 2— деревня — жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа — глава. Каждая новая глава — новый этап в развитии сюжета. Строфа — более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений:

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

2. Разный размер лирических отступлений — от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») де нескольких строф (глава I, LVII-LX).

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.

Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань;

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от «одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете;

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

— перед объяснением с Онегиным;

— перед сном Татьяны;

— перед дуэлью.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:

Все это значило, друзья;

С приятелем стреляюсь я.

Композиционная роль пейзажа. Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов:

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны — ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является вы авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

— песня девушек — перед объяснением с Онегиным;

— сон — перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

— В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.

— В деревне время стоит почти на месте; между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.

Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно — поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина» оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам по лирике. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение свободного романа.

Наши рекомендации