Композиция «Евгения Онегина»
По жанру «Евгений Онегин» — роман в стихах, т. е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».
В романе две сюжетные линии:
1. Онегин — Татьяна:
— Знакомство — вечер у Лариных:
Пора пришла, она влюбилась...
— Разговор с ничей, письмо к Онегину.
— Через два дня объяснение в саду.
— Сон Татьяны. Именины.
— Татьяна приходит в дом Онегина.
— Отъезд в Москву.
— Встреча на балу в Петербурге через два года.
— Вечер у Татьяны.
Сомненья нет увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен...
— Письмо к Татьяне. Объяснение.
2. Онегин — Ленский:
— Знакомство в деревне:
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны:
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
— Разговор после вечера у Лариных:
Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что?
— Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
— Именины Татьяны:
Онегин:
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Ленский:
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
— Дуэль.
Композиция:
Глава 1 — развернутая экспозиция.
Глава 2— завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
Глава 3 — завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).
Глава 6 — дуэль (кульминация и развязка II линии).
Глава 8 — развязка I линии.
Открытость романа — важная композиционная особенность.
Необычность развязки — отсутствие определенности — два пути Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден...
А может быть и то; поэта
Обыкновенный ждал удел...
— Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.
Основной принцип организации романа — это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах; встреча — письмо — объяснение.
При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным; в первом случае автор с Татьяной, во втором — с Онегиным. «Сегодня очередь моя», — говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.
Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:
— Но я не создан для блаженства,
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства;
Их вовсе не достоин я...
— Пред вами в муках замирать
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
А Татьяна остается верна себе;
— Я вас люблю (к чему лукавить?)...
— Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна — ожидание ответа — реакция адресата — два объяснения.
— Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).
— Ось симметрии — сон Татьяны (глава 5).
Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:
Глава 1 — Петербург — жизнь Онегина.
Глава 2— деревня — жизнь Татьяны.
Основная композиционная единица романа — глава. Каждая новая глава — новый этап в развитии сюжета. Строфа — более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.
Композиционная роль лирических отступлений:
1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума...
2. Разный размер лирических отступлений — от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») де нескольких строф (глава I, LVII-LX).
3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.
Начало главы восьмой:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал...
Конец главы первой:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань;
Кривые толки, шум и брань!
4. Лирические отступления используются для перехода от «одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете;
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:
— перед объяснением с Онегиным;
— перед сном Татьяны;
— перед дуэлью.
6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья;
С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа. Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.
Роль вставных элементов:
1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
2. Сон Татьяны — ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является вы авторской позиции.
3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
— песня девушек — перед объяснением с Онегиным;
— сон — перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.
Композиционная роль внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
— В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
— В деревне время стоит почти на месте; между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.
Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.
Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно — поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина» оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам по лирике. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение свободного романа.