III. Выразительное чтение стихотворения
— В стихотворении «Я вас любил...» много психологических деталей. Какие?
(Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.)
— Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)
— Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.)
— Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий.)
IV. Выступление подготовленного ученика с сообщением
Примерный план сообщения:
1. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина (Любовь — безоблачная, любовь мечта, любовь веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит — она — главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры).
2. Романтический образ талисмана — символ любви и верности и одновременно метафора: человек — тоже талисман («Храни меня, мой талисман...»).
3. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
4. Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне...»
5. Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии...»
6. Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов отчизны далекой».
7. Ученики во время сообщения записывают опорную лексику.
V. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты». Ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах.
— Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.
— В чем смысл «кольцевой» композиции, повторов?
(Как и в стихотворении «Я вас любил...», здесь на первом плане — субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.
Любовь, «замыкая» перечисление, того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь — символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю» любовь, может быть, только на ее «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, — самая высокая и светлая надежда Пушкина.)
VI. Адресаты лирики Пушкина. (Может быть как доклад подготовленного учащегося или сообщение учителя.)
1. М. Н. Раевская: «На холмах Грузии...» (1829), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Погасло дневное светило...» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» ( 1824).
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
(Из посвящения к «Полтаве»)
2. А. П. Керн — помню чудное мгновенье...
3. Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым: «В отдалении от вас...» (1827), «Ответ» (1830).
Екатерине:
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою...
(«Когда, бывало в старину...», 1827)
Елизавете:
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
(«Вы избалованы природой...», 1829)
Е. К. Воронцова.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова — жена новороссийского генерал губернатора гр. М. С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе.
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит, печальна и одна...
Никто ее любви небесной не достоин.
(«Ненастный день потух...», 1824)
Ей же посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».
Амалия Ризнич.
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
(«Простишь ли мне...», 1823)
Н. Н. Гончарова.
Исполнились мои желания.
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(«Мадонна», 1830)
Домашнее задание
Стихотворение (по выбору учителя и учащихся) наизусть, тезисный план ответа с использованием опорной лексики.
Информация для учителя[14]
<...> В июне 1825... к Прасковье Александровке Осиповой приехала ее племянница Анна Петровне Керн. Пушкин, уже наслышавшийся о ней, не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в начале 1819 г.). А. П. Керн пробыла в Тригорском до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).
Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М. И. Глинка написал на слова этих стихов свой знаменитый романс, еще в большей степени содействовавший их популярности. Стихотворение было напечатано Дельвигом в «Северных цветах» в 1827 г. <...>
Пушкин начинает стихотворение с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 гг. — годы, проведенные
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты...
События оборвали эту пору жизни поэта:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты...
Наступили тяжелые годи изгнания:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлинной жизни. И Пушкин вспоминает те тяжелые годы (1823—1824), когда его постигло разочарование в жизни, когда он писал своего «Демона» и «Свободы сеятель пустынный…»
Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:
Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Последние два стиха повторяют стихи начального четверостишия. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.
Не мимолетной встречей вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем — упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. <...>
Вслушаемся же в язык данного произведения. Он не совсем обычен. Он, так сказать, «дистиллирован» максимально освобожден от всякой конкретности. В большей части случаев слова имеют метафорический оттенок и принадлежат к поэтическим символам, утратившим свое первоначальное значение. Автор останавливается на значении слов «виденье», «божество», «слезы», «тихо» <...>
Пять дважды повторяющихся в анализируемом тексте слов — божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь — образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества.
Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной его темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого-мира с действительностью.
Перед нами три этапа этих состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела жизнь к увяданию, изъяв из нее основное, в чем жизнь заключается, — радость творчества. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании и душа ликует оттого, что утраченная радость творчества вновь стала для нее доступна.
И все-таки любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем, слезами, божеством и пр. Все-таки это основная тема стихотворения, определяющая его сюжет, т. е. сцепление мыслей, на котором зиждется композиция стихотворения. Недаром оно в самом заголовке («К***») адресовано любимой женщине, хотя бы и не названной, хотя бы и изображенной в отвлеченном и обобщенном образе идеальной женщины. Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты. Это страсть кардинальная, в какой-то степени представительствующая все страсти. Любовь определяет полноту жизненных сил. Но вопреки общепринятому толкованию Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Самая последовательность речи этому противоречит. <...>
Чувство прилива жизненных и сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. <...>
Прилив сил требовал увенчания интенсивным проявлением страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 г. Нет, он ее совершенно забыл. Он не вспоминает о ней в письмах к Родзянке. Для него это совершенно новое лицо, хотя бы его могли несколько познакомить с Керн и напомнить о ней рассказы ее родственниц, барышень Тригорского, начиная с ее ближайшей наперсницы Анны Николаевны Вульф. Но она своевременно явилась, и Пушкин не столько вспомнил, сколько забыл все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь.<...>
Вариант урока 32.
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина[15]
Цель урока: изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие ее духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
Ход урока