Творчество 1830-х годов (1831—1836)
Общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина в 1830-е г были исключительно неблагоприятными, хотя 18 февраля 1831 г. состоялась долгожданная свадьба с Н. Н. Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу — для работы над «Историей Петра». В конце 1833 г. царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое «первый поэт» России счел для себя оскорбительным.
Пожалуй, никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь несвободной и беспокойной. Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал «последний акт» драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Радости спокойной семейной жизни и вдохновенного творческого труда были нечастыми. Мрачное пророчество поэта, высказанное в болдинской «Элегии» («Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море»), сбылось.
Неблагоприятной для Пушкина была и литературная атмосфера 1830-х годов. Гражданские стихотворения «Перед гробницею святой...», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха («Борис Годунов», «Повести Белкина», сказки) или не были опубликованы. В печати началась кампания травли Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф. В. Булгариным.
Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни ух в 1820-е годы. После десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который в 1830-е годы стал «массовым». Критерием «художественности» нередко являлся коммерческий успех произведений. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, еще в середине 1820-х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили господствовавшим представлениям о литературе, литературным вкусам и мнениям. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.
Тем очевиднее «подвиг благородный», который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам. Он стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти (ее символ для поэта — Петр I), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачев. Размышления о связи этих трех сил — самодержавия, просвещенного дворянства и народа — легли в основу философско-исторической концепции 1830-х годов, вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника.
Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е годы, во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности. Работа над «Историей Петра» в 1831-1833 гг. привела к странному на первый взгляд, но вполне объяснимому с точки зрения представлений Пушкина об истории смещению его интересов — от Петровской эпохи к последней трети XVIII в., времени царствования Екатерины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. Писал роман «Дубровский» (остался незавершенным), в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре этого же года, покинув архивы, Пушкин поехал на Урал и в Поволжье, где встретился с очевидцами народной войны, сохранившими память о Пугачеве.
В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г. Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть «Пиковая дама» — вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские «сказки» — «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевра «Осень».
Философская лирика 1834-1836 гг. — стихотворения «Пора мой друг, пора!..», «Вновь я посетил...», «Когда за городом задумчив, я брожу...», «Была пора: наш праздник молодой» — и роман «Капитанская дочка» (1836)— раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному общечеловеческому — к поэтическому познанию мира и человека. История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.
Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, по которой прошел сам поэт стало бессмертно. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании — стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным «героем» преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.
29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.