IV. Беседа с классом об истории создания «Горя от ума»
1-й ученик. Лучший друг Грибоедова, С. Н. Бегичев, писал:
«Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц...»
2-й ученик. В. В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время, было более 70 лет, и возможно, он что-то забыл или перепугал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний ноша способен был создать подобное произведение.
3-й ученик. Я слышал легенду о том, что сюжет комедии «Горе от ума» приснился Грибоедову...
Существует такая версия. Причем, сам автор в письме из Тавриза от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «...Когда же должно быть готово? — Через год непременно. — Обязываюсь. — Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом <...> Я пробудился <...> ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»
Комедия была завершена к осени 1824 г. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.
Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма С. И. Бегичеву, июнь 1824 г.).
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 г. (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума». Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может.
Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горя» от собственного «ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «... комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедию».
Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением — по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в деле декабристов, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.
Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор.
Грибоедов с почетом был принят Императором, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.
Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Известно, что Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».
В 1828 г. Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение. А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.
30 января 1829 г. огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на русского посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство — 37 (!) человек — было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.
11 июня 1829 г. А. С. Пушкин, направлявшийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Каре, встретил простую арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?» — спросил Пушкин. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда...»
Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен.
Вот такая загадочная, трагическая судьба необычайно одарённого человека. Если она вас заинтересовала, вы можете прочитать очень интересную книгу о жизни Грибоедова (Тынянов Ю. И. Смерть Вазир-Мухтара. — Л.: Художественная литература, 1975).
V. Итоги урока
Итак, на сегодняшнем занятии мы говорили о судьбе выдающегося поэта и замечательного дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Чтобы еще раз подчеркнуть неоценимый вклад в историю русской литературы, сделанный его гениальной комедией, послушаем несколько высказываний современников Грибоедова.
(Ученики читают выписанные в тетради отзывы.)
«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» (А. Бестужев).
«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». (А. Пушкин).
«Горе от ума» — феномен, какого не видели мы от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание» (А. Бестужев).
Сам Грибоедов говорил о своем детище так: «В моей комедии 25 глупцов на 1 здравомыслящего человека, в этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Домашнее задание
1. Знать историю создания комедии.
2. Перечитать 1-е и 2-е действия пьесы.
3. Вспомнить основные правила классической комедии.
4. Подумать над вопросом: где начинается завязка действия?