Указатель персонажей «Горя от ума»
Воркулов Евдоким
«Г-н D.»
Горич Наталья Дмитриевна
Горич Платон Михайлович
«Графиня-бабушка»
«Графиня-внучка»
«Жена Фамусова»
Загорецкий
«Княгиня Марья Алексевна»
«Княжны-сестрицы»
«Князь Григорий»
«Князь Петр Ильич»
Татьяна Юрьевна
Тугоуховская, княгиня
Тугоуховский, князь
Удушьев Ипполит Маркелыч
«Князь Федор»
Лахмотьев Алексей
Лиза
Максим Петрович
Молчалин
«Г-н N.»
Настасья Николавна
«Профессоры»
Репетилов
Скалозуб
Софья Павловна
Фамусов
Филька, швейцар
«Французик из Бордо»
Хлестова
Чацкий
IV. Обобщение
Указывая на своеобразие построения «Горя от ума», П. Я. Вяземский писал: «самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства». Это тоже явилось завоеванием реализма.
— Чем является в плане развития конфликта сцена бала?
— Как и почему личный и общественный конфликт сомкнулись? (Роль образа Софьи.)
V. Осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и распространением сплетни о Чацком
Цепочку рождения и распространения сплетни можно до урока воспроизвести на доске.
Чацкий → Софья → Г-н N. и Г-н D. →
На уроке выслушаем комментарий к ней.
— Как быстро распространяется сплетня?
— Какие доводы приводят, доказывая болезнь Чацкого? Насколько они убедительны?
— В чем видят причину сумасшествия?
— Откуда такое единодушие?
Подчеркнем, что причину сумасшествия Чацкого представители фамусовской Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие мысль, несут инакомыслие, свободомыслие. Такой ум страшен. Страх и рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.
VI. Чацкий в сцене бала
— Как ведет себя на балу Чацкий.
Представим слово одному из учеников, который дома подготовил анализ последнего монолога Чацкого в этом действии.
Подведение итогов и обобщение по анализу сцены.
Домашнее задание
1. Прочитать IV действие.
2. Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова.
3. Составить план к сочинению «Фамусовское общество в комедии».
Урок 25. IV действие комедии.
Смысл названия комедии «Горе от ума».
Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии
Цель урока: жанровая специфика комедии: традиционные и новаторские черты.
Ход урока
I. Обсуждение планов к теме «Фамусовское общество в комедии»
Возможный вариант плана:
1. Время создания комедии. Эпоха, отраженная в ней.
2. Изображение в комедии фамусовского общества.
3. Фамусов — типичный представитель своего общества. Нарицательное значение его имени.
4. Принцип расширения круга персонажей:
• I действие — Фамусов и Молчалин (аристократия — чиновничество);
• II действие Скалозуб (военные круги);
• III, IV действие — бал (фамусовская Москва и лжереволюционер Репетилов);
• роль внесценических персонажей.
5. Характеристика фамусовского общества:
• идеалы;
• отношение к службе;
• отношение к просвещению, новому;
• отношение к общественному устройству;
• образ жизни.
6. Паразитический характер этого общества (влияние на людей от природы одаренных; активное сопротивление новому).
7. Сатирическое изображение фамусовского общества.
8. Авторская позиция.
— Как ведет себя Чацкий в московском свете
Едва появившись в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия, герой по-свойски вспоминает давних знакомых и дает им полушутливые, чаще желчные характеристики. Говоря только то, что думает, не пытаясь выдать видимое за сущее, Чацкий сразу же ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.
Однако он приехал не вступать в противоборство, а повидаться с Софьей. Не способный лгать и притворяться, герой мучительно пытается соотнести ее поведение и сущность характера. Хотя Софья сама и да ему понять, что ею избран Молчалин, Чацкий отказывается в это поверить: она не может полюбить такого человека. Это очевидное расхождение не укладывается в его уме, который оказывается «с сердцем не в ладу». Уязвленный холодностью героини, задетый наставлениями ее отца, Чацкий в конце концов не выдерживает напряжения и излагает свои убеждения в обществе Фамусова, отвечает ударом на удар. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны, потому его взгляд объективен и критичен.
Высказывания Чацкого представляют систему идейных воззрений, нравственных принципов и поведения, близкую передовым его современникам, деятелям декабризма и представителям последующих поколений борцов за прогрессивные общественные идеалы Главный герой обрушивается на веками складывавшиеся основы жизни дворянского общества, которые фактически изжили себя. Но однажды усвоенные предрассудки устраивают Фамусова и людей его круга, потому они ничего не хотят менять.