Урок 19. Романтическая лирика начала ХIХ века.

К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский,

К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский (на выбор).

Защита литературных газет

Цель урока: обзорное знакомство с творчеством поэтов начала ХIX в.

Рекомендации для учителя

Продолжаем обзорное знакомство с романтической лирикой начала века. Предложим такую форму урока, как защита литературных газет. Подготовку к этому уроку начнем за 10— 14 дней до его проведения. Разделим класс на группы. Каждая группа определится с именем поэта, которому будет посвящена литературная газета. Одни будут подбирать к этой газете материал (биография, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков, интересная информация, иллюстрации и т. д.), другие — оформлять газету, третьи — защищать ее на уроке (знакомить с материалом, читать стихи, исполнять музыкальные произведения и т.п.). После такого урока газеты еще какое-то время висят в кабинете.

Ход урока

I. Разбор понятия «лирика»

Лирика — это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы — личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

Лирический герой — это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и его автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»

II. Защита литературных газет

Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение поэта начала века (по выбору ученика).

Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум

Цель урока: обучение анализу стихотворения на примере стихотворения Е. Баратынского «Элегия».

Словарная работа: элегия, мироощущение.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания — чтение учащимися стихотворений наизусть

II. Работа с классом. Анализ лирического произведения

Предложим следующий план анализа.

— Творческая история.

— Тема и идея.

— Композиция и внутренний сюжет (если есть).

— Лирический герой и система образов.

— Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.

— Жанр.

— Эмоциональная окраска.

— Особенности ритмики, размера, рифмы.

— Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

— Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

Методический комментарий

Предлагаемый план условен, последовательность частей анализа, как и их наполненность, может быть условна и зависеть от уровня подготовки учащихся, целей анализа, особенностей самого поэтического текста.

Обязательным является обучение осуществлению связей и плавных переходов от одной части анализа к другой.

Главное — научить чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания, чтобы правильно читать и воспринимать по этический текст.

Предложим для анализа на уроке стихотворение Е. А. Баратынского «Элегия».

III. Выразительное чтение стихотворения

Элегия

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит

Но сам в себе его находит!

В печальной юности моей

Я был счастлив — одну минуту,

Зато, увы! и горесть люту

Терпел от рока и людей!

Обман надежды нам приятен,

Приятен нам хоть и на час!

Блажен, кому надежды глас

В самом несчастьи сердцу внятен!

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную... но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

На свете все я потерял,

Цвет юности моей увял:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

(1804-1805)

IV. Беседа-анализ

— Что характерно для жанра элегии, как это проявляется в стихотворении?

Элегия — (от греч. — жалоба) — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

— О чем размышляет поэт?

— Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? Что он чувствует?

— К какому литературному направлению можно отнести это произведение?

— О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?

— Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни человека связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям.)

— Как автор передает ощущение скоротечности, эфемерности счастья?

Обратим внимание на:

• словесный ряд, соотнесенный со словом счастье («одна минута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда сердцу изменила», «все потерял»);

• антитезы (счастье — «горесть люта», медленно приходит — скоро уходит);

• эпитеты («печальна юность», «несносна правда...»).

— Для чего в стихотворение введена высокая лексика?

— Какие предложения преобладают и почему?

— Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие повторы?

— Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворение? Чем оно интересно современному читателю?

Домашнее задание

1. Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения.

2. Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала ХIХ в.

Литература к уроку

1. Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974.

2. Коровин В. Поэты пушкинской поры, М., 1980.

3. Коровин В. Русская поэзия ХIX века. — М., 1997.

4. Семёнко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970.

Наши рекомендации