II. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Словарная работа. Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.

— Когда и в связи с чем написана ода?

(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.)

— Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.)

— Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)

Выразительное чтение оды и выделение микротем — составление плана оды — ключевой вопрос:

— Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, перечисляют ведущие темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы:

• картины мирной жизни;

• восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);

• гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);

• описание безграничных просторов и богатств России;

• обращение к молодежи — овладевать науками.

— Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы, независимо развивающиеся темь которые вы выделили в своих планах?

(Главная тема оды — Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.)

— Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

(Мир — условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения, Петр I для Ломоносова — национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.)

— Что вы можете сказать о центральной части оды?

(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.)

— Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.)

— Каким стилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.

— Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

(Находим:

• метафоры сравнения;

• употребление образов античной мифологии;

• архаические слова и выражения;

• олицетворения;

• гиперболы;

• риторические вопросы и восклицания.)

— Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Составим план оды:

1. Вступление. Мир — основа блага государства.

2. Главная часть. Величие России, ее процветание:

1) хвала щедротам Елизаветы;

2) заслуги Петра перед народами России;

3) неисчерпаемые богатства и красота России;

4) призыв к российской молодежи овладевать науками;

5) наука и ее роль в российском обществе.

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

План убеждает учащихся, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

Наши рекомендации