Анализ стилистических особенностей
Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.
Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
«Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова
Михаил Александрович Шолохов оставил в отечественной литературе яркий след – роман-эпопею «Тихий Дон», за написание которого в свои неполные 30 лет был удостоен Нобелевской премии. В центре изображения оказались события Гражданской войны 1918-1920 годов. Однако другое трагическое событие в истории нашей родины – Великая Отечественная война – получило не менее масштабное изображение в небольшом по объему произведении – рассказе «Судьба человека».
Масштабность изображения достигнута благодаря не широким картинам действительности, что свойственно произведениям крупной формы, а, прежде всего, типичности судьбы главного героя Андрея Соколова. По сути, в судьбе этого человека воплощена судьба всего советского народа: счастливая довоенная жизнь, рождение красивых и талантливых детей, мобилизация на фронт, немецкий плен и потеря всех родных.
Шолохов написал этот рассказ за считанные дни. При этом в основу рассказа положена реальная история настоящего Андрея Соколова, рассказ которого услышал Шолохов весной 1946 года. Однако между встречей с прототипом и появлением в печати «Судьбы человека» прошло десять лет. Автор в память об этом событии оставил такую композиционную особенность: повествование ведется от лица рассказчика, которому и поведал свою жизненную историю герой Соколов.
В биографии Андрея Соколова отражена трудная история страны. Уроженец Воронежской области, он прошел Гражданскую войну в Красной Армии, в голодные двадцатые годы подался работать на Кубань. После вернулся в Воронеж, где выучился на слесаря и отправился работать на завод. Когда женился, стал не только заботливым мужем, но и отцом. А когда грянула война, не сомневаясь ни минуты, вместе с другими миллионами мужчин отправился на фронт.
Трагичен его путь на войне: плен, неудачная попытка бегства и, наконец, счастливое возвращение в ряды Советской Армии. Многие критики упрекали Шолохова в искажении правды, ведь всем известно, что возвратившиеся из плена бойцы автоматически становились врагами народа и попадали в советский исправительный лагерь. Но герой показан несломленным, не признавшим над собой власти врага. В плену он спасает взводного, который ему не знаком. Его хочет выдать немцам Крыжнев - такой же, как сам Соколов, обычный солдат, для которого прежние «товарищи остались за линией фронта, а своя рубашка ближе к телу», и Андрей вынужден задушить предателя, после чего ему «страшно захотелось руки помыть, будто не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…»
Самой сильной можно считать сцену у лагерфюрера Мюллера, собравшегося лично расстрелять Соколова за его дерзкие слова в адрес гитлеровской Германии. Перед казнью предлагают Андрею выпить за свою погибель, но голодный, истощенный за время плена мужчина, выпив, отказывается, по обычаю, закусывать после трех стаканов шнапса, так как захотелось ему доказать, что «есть еще русское достоинство и гордость», что «в скотину не превратили, как ни старались». Это вызывает уважение у немецкого палача, который не только отпускает героя обратно в барак, но и дает ему буханку хлеба и кусок сала, которые делятся на всех: «досталось каждому по хлеба по кусочку со спичечную коробку», а сала – «только губы помазать, зато поделили без обиды».
Когда через некоторое время доверие к Соколову было восстановлено, благодаря своему шоферскому прошлому, Андрей становится водителем немецкого майора и при первой возможности бежит из плена, взяв с собой «языка» - майора с портфелем важных документов. Именно этот факт сыграл важную роль в реабилитации рядового Соколова, но его ждет другой удар: герой узнает, что его дом разбомбили, а семья погибла. Получив отпуск, он приезжает взглянуть на заросшую воронку, оставшуюся от его родного дома, и возвращается на фронт, чтобы отомстить за счастливую довоенную жизнь. Узнает он и о том, что его старший сын жив, стал командиром и бьет врага уже в Германии. Но не суждено было увидеться им с Анатолием, так как в День Победы сын погибает от пули немецкого снайпера. Через весь рассказ красной нитью проходит мысль о том, какой ценой досталась победа.
Похоронив сына, Андрей не находит силы вернуться в родной город, где когда-то был счастлив, а подается в Урюпинск, к своему сослуживцу. Наступила долгожданная мирная тишина, пришла пора весеннего пробуждения не только в природе, но и в жизни людей. Только Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», а с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?...» Герой чувствует душевную пустоту, пока не встречает сироту Ванюшку, став для него новым отцом.
Михаил Шолохов раскрывает героя с разных сторон: как работника, так и семьянина, как воина, так и победителя. В образе Соколова типизированы те качества, которые были свойственны всем советским людям того времени. Главную же особенность видит автор в естественности его героизма, в том, что скромность, мужество и бескорыстие – это черты каждого советского человека сороковых годов ХХ века. Как будто Андрей становится олицетворением идеалов эпохи. Рассказ вызывает у читателя не просто жалость или сочувствие, а гордость за человека, который все в жизни может вытерпеть, пройти через все испытания с гордо поднятой головой.
Анализ рассказа "Матренин двор" Солженицына А.И.
«Магренип двор»
Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.
Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения —- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, — конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.
Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.
Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем
о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.
Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине — учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом — море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.
А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.
В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.
Анализ поэмы "Василий Теркин" Твардовского А.Т.
«Василий Теркин»
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо воды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка — юмор, которым так богат русский фольклор.
Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.
После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.
Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.
Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вторую, брат, войну На веку воюю», — говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.
Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы
— самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».
В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».