Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. Однако эта пьеса — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает.
В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение «высокого» и «низкого». Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Державинская же поэзия открывает новую страницу в эволюции одических произведений..
Державин первым в русской литературе стал писать о себе, мыслях и чувствах конкретного человека. Даже самые отвлеченные идеи приобретают в его поэзии бытовой, предметный облик. Так, в оде «Фелица» Державин обращается к царице как к реальному, живому человеку, наделенному властью, а не как к полубожеству. В шутливой форме поэт критикует приближенных Екатерины II.
Державин в своих произведениях разрабатывает различные темы, в том числе и тему героизма. При этом его батальная лирика представляет два типа образов героев исторической эпохи: поэтически обобщенный собирательный образ Росса- сына отечества, патриота. В качестве примера можно привести оду «Снигирь», которая была написана на смерть великого полководца Суворова. Стихи выдержаны в портретно-бытовом низком или абстрактно-понятийном высоком словесном ключе.
Державин размышляет и о назначении поэта и поэзии. Его «Памятник» является вольным переводом оды Горация, но содержит собственные размышления поэта на указанную тему.
Державин не мог оставаться равнодушным к несправедливости сильных мира сего. Доказательством тому служит его ода «Властителям и судиям», где Державин первым не только сводит подобных богов с пьедесталов, но и нелицеприятно их судит, напоминая им об их обязанностях перед поданными. Начинается стихотворение с сообщения о том, что восстал всевышний Бог и начинает судить собрание земных богов. Лирический герой обращается к ним со словами: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Но земные боги глухи к словам лирического героя, и он обращается к одному единственному и справедливому Судье:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
В этом произведении Державин имеет смелость осудить неправедных, выступить защитником слабых. Поэт призывает высшие силы к тому, чтобы на земле восстановить справедливость.
Творчество Гавриила Романовича Державина стало вершиной поэзии XVIII века. И хотя сам поэт считал себя приверженцем классицизма, фактически он стал его разрушителем, поскольку содержание его од резко отличалось от того, что было предписано этому «высокому» жанру._____________________