Учебных достижений учащихся по литературе
Критерии оценивания
Обязательное количество видов контроля
Классы
I четверть (9н) | II четверть (8н) | III четверть (10н) | IVчетверть (8(9)н) | Всего | |
Развитие речи | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | |
Внеклассное чтение | |||||
Тематическая контрольная работа | |||||
Сочинение | |||||
Литература родного края | |||||
Текстуальное изучение произведений |
Классы
(базовый уровень)
I четверть (9н) | II четверть (8н) | III четверть (10н) | IVчетверть (8(9)н) | Всего | |
Развитие речи | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | 2 (у+п) | |
Внеклассное чтение | |||||
Тематическая контрольная работа | |||||
Сочинение | |||||
Литература родного края | |||||
Текстуальное изучение произведений |
Классы
(профильный уровень, филологический профиль)
I четверть (9н) | II четверть (8н) | III четверть (10н) | IVчетверть (8(9)н) | Всего | |
Развитие речи | 4(2у+2п) | 4 (2у+2п) | 4 (2у+2п) | 4 (2у+2п) | |
Внеклассное чтение | |||||
Тематическая контрольная работа | |||||
Сочинение | |||||
Литература родного края | |||||
Текстуальное изучение произведений |
Классы
(профильный уровень, информационно-технологический, технологический,
оборонно-спортивный, спортивный профили)
I четверть (9н) | II четверть (8н) | III четверть (10н) | IVчетверть (8(9)н) | Всего | |
Развитие речи | 1у | 1п | 1у | 1п | |
Внеклассное чтение | |||||
Тематическая контрольная работа | |||||
Сочинение | |||||
Литература родного края | |||||
Текстуальное изучение произведений |
Возможные виды контрольных работ
- тест;
- литературный диктант;
- развернутый ответ на вопрос;
- комбинированная контрольная работа;
- разноуровневые тестовые задания;
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:
Оценка «5» | ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. |
Оценка «4»: | ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. |
Оценка «3» | оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. |
Оценка «2» | ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Оценка «1» | ученик воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения. |
Критерии оценивания
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Оценка | Критерии оценивания учебных достижений учеников |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | · ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; · содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | · ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; · характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; · отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | · ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; · обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; · материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; · обнаруживается владение основами письменной речи; · в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | · Ученик достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; · логично и последовательно излагает содержание; · сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; · допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | · Ученик глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; · сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; · написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; · допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается оценкой «1».
Критерии оценивания
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» – 90 – 100 %;
«4» – 78 – 89 %;
«3» – 60 – 77 %;
«2» – менее 59%.
Количество тестовых заданий должно быть кратно 5.
Критерии оценивания
Критерии оценивания
Критерии оценивания
Оценка реферата
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.
В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Критерии оценивания
Оценивание
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки более чем по трем требованиям
Оценка «1» – не выполнены требования, предъявляемые к выразительному чтению
Критерии оценивания
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся по литературе
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Главная цель литературного образования – развитие гуманитарной культуры и творческих способностей учеников, воспитание в них мировоззренческих ориентаций, формирование умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова и сознательно воспринимать воплощенные в них эстетические, духовные ценности.
Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-этическая сущность, что и предопределяет организацию урока литературы.
На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
· осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
· выразительное чтение художественного текста;
· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
· анализ и интерпретация произведения;
· составление планов и написание отзывов о произведениях;
· целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
В центре внимания на занятиях по литературе – анализ и интерпретация художественного произведения, однако целесообразно, где это возможно, привлекать разные контексты литературного процесса (литературные школы, течения, направления, связи между национальными литературами) и культурно-исторического развития. Учитель должен четко определить основные и фоновые знания, подобрать родственные факты в других видах искусства, обеспечить необходимый минимум теоретико – литературных знаний.
Ознакомление учеников с разными контекстами, теоретико-литературными понятиями и компаративными связями является лишь дополнительным средством учителя для раскрытия своеобразия и этического смысла произведения. Преимущество предоставляется анализу поэтики и концепции текста с целью дальнейшей интеграции полученных знаний в духовный мир учеников.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, осознание русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
· формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
· развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
· грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными критериями оценивания учебных достижений учениковявляются следующие:
Оценка | Критерии оценивания учебных достижений учеников |
Недостаточный уровень учебных достижений | |
«1» | · ученик воссоздает материал, называя отдельный факт; · понимает учебный материал и может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения |
Начальный уровень учебных достижений | |
«2» | · ученик понимает учебный материал, с помощью учителя дает ответ в виде высказывания; · имеет представление о содержании произведения, способен пересказать незначительную его часть и с помощью учителя определить основные сюжетные элементы |
Средний уровень учебных достижений | |
«3» | · ученик знает содержание произведения, пересказывает его отдельную часть, с помощью учителя находит примеры в тексте; · ученик знает содержание произведения, способен пересказать значительную его часть, с помощью учителя выделяет главные эпизоды |
Достаточный уровень учебных достижений | |
«4» | · ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения по представленному учителем образцу, приводит отдельные примеры из текста; · под руководством учителя анализирует текст, исправляет допущенные ошибки и подбирает доказательств в подтверждение высказанной мысли; · оценивает отдельные литературные явления, подбирает аргументы в подтверждение своих соображений |
Высокий уровень учебных достижений | |
«5» | · ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные знания, находит и исправляет допущенные ошибки; · высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает литературные явления; · ученик свободно владеет материалом и навыками литературного произведения, способностью к оригинальным решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной программой |
На уроках литературы преимущественной формой обучения и осуществления контроля достигнутых результатов является диалог, происходящий на всех этапах учебной деятельности, к которому учеников привлекает учитель, побуждая рассуждать, делать обобщения и выводы, высказывать собственные мысли и оценки.
При этом и происходит проверка и оценивание учебных достижений учеников и уровня их компетентности, то есть текущее оценивание знаний и умений. Во время такого оценивания обязательным должен стать контроль за тем, чтобы каждый ученик прочитал предусмотренные программой произведения и знал их содержание; контроль за выполнением зачетных устных и письменных работ.
С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе. Предложенное в таблице распределение часов является минимальным и обязательным для проведения в каждой четверти. Учитель по своему усмотрению может увеличить количество видов контроля в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно вести к перегрузке учащихся.