Драматических ситуаций по Жоржу Польти
Драматических ситуаций по Жоржу Польти
В одном из своих «Парижских писем», в журнале «Театр и искусство» (до революции) А. В. Луначарский писал: В "Разговорах Гете с Эккерманом" имеется такая фраза Гете "Гоцци утверждал, что существует только тридцать шесть трагических ситуаций. Шиллер долго ломал голову, чтобы открыть больше, но и он не нашел даже столько, сколько Гоцци. «Это действительно импозантно. Гоцци был одним из остроумнейших писателей XVIII века. И рядом с ним такие драматурги, как Гёте и Шиллер, соглашаются с тезисом чрезвычайной на первый взгляд ограниченности драматических ситуаций. Польти нашел все тридцать шесть и перечисляет их, давая при том же огромную массу переходов и вариантов.
Как он искал? Он изучил для этого, проанализировал и разбил на рубрики тысячу двести драматических произведений из литератур всех времен и народов, проследил судьбу восьми тысяч действующих лиц. Конечно, в цифре тридцать шесть он не видит ничего кабалистического. Он понимает, что можно легко не согласиться с ним, сжать две какие-либо ситуации в одну, или две вариации посчитать за две ситуации, но всё же придется при этом вращаться в окрестностях цифры тридцать шесть...
«Просматривая список основных ситуаций Польти, я старался проверить его. Должен сознаться, сколько я ни напрягал своей фантазии, при всяком моем открытии оказывалось, что то, что я принимаю за новую ситуацию, уже предусмотрено автором в качестве какой-либо коренной вариации уже данной им ситуации... Зато, наоборот, мне казалось, что Польти похвастал. Если Шиллер скромно заявил, что не нашел тридцати шести основных ситуаций, то Польти превзошел его, лишь более или менее искусно удваивая, а подчас даже утраивая, по-моему, одну основную ноту. "При всей своей парадоксальности книга заслуживает внимания и может быть полезной» (А. Луначарский «Театр и революция». Госиздат 1924 г., стр. 379. «Тридцать шесть сюжетов»). Ниже мы в сокращенном изложении приводим все тридцать шесть ситуаций и предлагаем проработать как учебный материал.
При этом нужно иметь в виду следующее: это не сюжеты, а мотивы, ситуации (т.е. положения), которые иногда являются основным в сюжете, сюжетообразующими, но еще чаще встречаются во всевозможных сочетаниях. Количество комбинаций из этих ситуаций бесконечно велико. Здесь богатое поле для фантазии, которая заинтересуется такой работой.
Слабым местом в работе Польти является её внеисторичность. В силу этого наряду с сюжетными положениями, сохраняющими полную силу и на сегодняшний день, имеются и такие ситуации, которые на сегодня или совсем не звучат, или осуществляются в другом качестве, с другим содержанием реальных человеческих отношений, поскольку изменилась структура общества, мировоззрение, законодательство о семье и браке и т. д.
На другое слабое места работы указывает Луначарский: классификация ситуаций у Польти всё-таки в достаточной степени произвольная, нет единого принципа классификации: варианты одной ситуации становятся самостоятельными ситуациями, а в рамках одной ситуации приводятся, как её варианты такие ситуации, которые могли рассматриваться как самостоятельные.
Учебная проработка этого материала мыслилась бы таким образом:
1) найти соответствие той или иной ситуации реальным отношениям в нашей действительности,
2) провести собственные примеры каждой ситуации из литературы, пьес, кинокартин,
3) поупражняться в комбинировании разных ситуаций в один сложный сюжет,
4) ну и, конечно, поискать новых ситуаций 1, в особенности исходя из реальной жизни.
Приведём эти драматические ситуации.
Я ситуация — МОЛЬБА.
Элементы ситуации:
1) преследователь,
2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д.,
3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь.
Примеры:
1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов,
2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть,
3) потерпевший кораблекрушение просит приюта,
4) просит власть имущего за дорогих, близких людей,
5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.
Я ситуация — СПАСЕНИЕ.
Элементы ситуации:
1) несчастный,
2) угрожающий, преследующий,
3) спаситель.
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь.
Примеры:
1) развязка известной сказки о Синей бороде.
2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.
Я ситуация — ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ.
Элементы ситуации:
1) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата,
2) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку.
Примеры:
1) преследуемый властями за политику (например, "Разбойники" Шиллера, история революционной борьбы в подполье),
2) преследуемый за разбой (детективные истории),
3) преследуемый за ошибку в любви («Дон Жуан» Мольера, алиментные истории и т. п.),
4) герой, преследуемый превосходящей его силой ("Прикованный Прометей» Эсхила и т. д.).
Какого-либо несчастья).
Элементы ситуации:
1) тот, кто может повлиятьна судьбу другого человека в смысле его угнетения или какое-либо
несчастье.
2) слабый, являющийся жертвой другого человека илинесчастья.
Примеры:
1) разорённый или эксплуатируемый тем, кто должен был заботиться и защищать,
2) ранее любимый или близкий, убеждающийся, что его забыли,
3) несчастные, потерявших всякую надежду и т. д.
Я ситуация — ПОХИЩЕНИЕ.
Элементы ситуации:
1) похититель,
2) похищаемый,
3) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.
Примеры:
1) похищение женщины без её согласия,
2) похищение женщины с её согласия,
3) похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д.
4) похищение ребёнка.
Я ситуация — БЕЗУМИЕ.
Элементы ситуации:
1) впавший в безумие (безумный),
2) жертва впавшего в безумие человека,
3) реальный или мнимый повод для безумия.
Примеры:
1) в припадке безумия убить своего любовника («Проститутка Элиза» Гонкура), ребёнка,
2) в припадке безумия сжечь, разрушить свою или чужую работу, произведение искусства,
3) в пьяном виде выдать тайну или совершить преступление.
Ситуация — ЛЮБОВЬ К ВРАГУ.
Элементы ситуации:
1) враг, возбудивший любовь,
2) любящий врага,
3) причина, почему любимый является врагом.
Примеры:
1) любимый - противник партии, к которой принадлежит любящий,
2) любимый - убийца отца, мужа или родственника той которая его любит («Ромео и Джvльeттa»,) и т. д.
драматических ситуаций по Жоржу Польти
В одном из своих «Парижских писем», в журнале «Театр и искусство» (до революции) А. В. Луначарский писал: В "Разговорах Гете с Эккерманом" имеется такая фраза Гете "Гоцци утверждал, что существует только тридцать шесть трагических ситуаций. Шиллер долго ломал голову, чтобы открыть больше, но и он не нашел даже столько, сколько Гоцци. «Это действительно импозантно. Гоцци был одним из остроумнейших писателей XVIII века. И рядом с ним такие драматурги, как Гёте и Шиллер, соглашаются с тезисом чрезвычайной на первый взгляд ограниченности драматических ситуаций. Польти нашел все тридцать шесть и перечисляет их, давая при том же огромную массу переходов и вариантов.
Как он искал? Он изучил для этого, проанализировал и разбил на рубрики тысячу двести драматических произведений из литератур всех времен и народов, проследил судьбу восьми тысяч действующих лиц. Конечно, в цифре тридцать шесть он не видит ничего кабалистического. Он понимает, что можно легко не согласиться с ним, сжать две какие-либо ситуации в одну, или две вариации посчитать за две ситуации, но всё же придется при этом вращаться в окрестностях цифры тридцать шесть...
«Просматривая список основных ситуаций Польти, я старался проверить его. Должен сознаться, сколько я ни напрягал своей фантазии, при всяком моем открытии оказывалось, что то, что я принимаю за новую ситуацию, уже предусмотрено автором в качестве какой-либо коренной вариации уже данной им ситуации... Зато, наоборот, мне казалось, что Польти похвастал. Если Шиллер скромно заявил, что не нашел тридцати шести основных ситуаций, то Польти превзошел его, лишь более или менее искусно удваивая, а подчас даже утраивая, по-моему, одну основную ноту. "При всей своей парадоксальности книга заслуживает внимания и может быть полезной» (А. Луначарский «Театр и революция». Госиздат 1924 г., стр. 379. «Тридцать шесть сюжетов»). Ниже мы в сокращенном изложении приводим все тридцать шесть ситуаций и предлагаем проработать как учебный материал.
При этом нужно иметь в виду следующее: это не сюжеты, а мотивы, ситуации (т.е. положения), которые иногда являются основным в сюжете, сюжетообразующими, но еще чаще встречаются во всевозможных сочетаниях. Количество комбинаций из этих ситуаций бесконечно велико. Здесь богатое поле для фантазии, которая заинтересуется такой работой.
Слабым местом в работе Польти является её внеисторичность. В силу этого наряду с сюжетными положениями, сохраняющими полную силу и на сегодняшний день, имеются и такие ситуации, которые на сегодня или совсем не звучат, или осуществляются в другом качестве, с другим содержанием реальных человеческих отношений, поскольку изменилась структура общества, мировоззрение, законодательство о семье и браке и т. д.
На другое слабое места работы указывает Луначарский: классификация ситуаций у Польти всё-таки в достаточной степени произвольная, нет единого принципа классификации: варианты одной ситуации становятся самостоятельными ситуациями, а в рамках одной ситуации приводятся, как её варианты такие ситуации, которые могли рассматриваться как самостоятельные.
Учебная проработка этого материала мыслилась бы таким образом:
1) найти соответствие той или иной ситуации реальным отношениям в нашей действительности,
2) провести собственные примеры каждой ситуации из литературы, пьес, кинокартин,
3) поупражняться в комбинировании разных ситуаций в один сложный сюжет,
4) ну и, конечно, поискать новых ситуаций 1, в особенности исходя из реальной жизни.
Приведём эти драматические ситуации.
Я ситуация — МОЛЬБА.
Элементы ситуации:
1) преследователь,
2) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д.,
3) сила, от которой зависит оказать защиту и т. д., при этом сила, не сразу решающаяся на защиту, колеблющаяся, неуверенная в себе, почему и приходится её умолять (повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации), чем больше она колеблется и не решается оказать помощь.
Примеры:
1) спасающийся бегством умоляет кого-нибудь, могущего его спасти от врагов,
2) умоляет об убежище, чтобы в нём умереть,
3) потерпевший кораблекрушение просит приюта,
4) просит власть имущего за дорогих, близких людей,
5) просит одного родственника за другого родственника и т. д.
Я ситуация — СПАСЕНИЕ.
Элементы ситуации:
1) несчастный,
2) угрожающий, преследующий,
3) спаситель.
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что там преследуемый прибегал к силе колеблющейся, которую нужно было умолять, а здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного не колеблясь.
Примеры:
1) развязка известной сказки о Синей бороде.
2) спасение приговорённого к смертной казни или вообще находящегося в смертельной опасности и т. д.