ОБОБЩАЮЩИЙ (ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ) ЭТАП ОБУЧЕНИЯ — 27 ч (15 ч — чтение, 12 ч — письмо)

Про все на свете.Азбука «АБВГДейка»
(с. 90—93)
«Читалочка» 1 и Пропись 4
«Пишу красиво»

I. 1. Учитель или один из героев книг Н. Носова напоминает детям, что изучение букв — это только первоначальная грамота, азы, основы многих наук. Это была первая, очень важная ступенька в мир Знаний.
Вторая ступенька ведет в страну Литературию, в которой можно узнать про все на свете. Учитель может пояснить детям, что слово литература произошло от латинского litera, что в переводе на русский язык означает «буква», и обыграть название необычной волшебной страны.
2. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Необходимо заинтересовать детей предстоящей работой по третьей части «АБВГДейки» «Про все на свете», убедить ребят, что читать рассказы, сказки — это не просто озвучивать буквы, слова, предложения, а уметь понимать и чувствовать содержание написанного. А это целое искусство.
Коротышки приносят на урок пословицы и просят детей объяснить их смысл.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Неграмотный — как слепой, а книга глаза и открывает.
3. Коротышки вместе с детьми отправляются в путешествие по страницам интересных книг, чтобы читать и размышлять, фантазировать и сочинять 2.
— Какие возможности открываются перед теми, кто овладел замечательным умением читать и понимать написанное?
— Как вы понимаете название раздела «Про все на свете»?
— Чтобы не заблудиться в этом волшебном мире книг, надо прислушаться к себе, понять, что тебе интересно, о чем хочется знать.
4. Беседа с детьми и чтение произведений С. Маршака, Б. Заходера «Почему?», Ю. Мориц «Это очень интересно» помогут ребятам определить круг первых читательских интересов.
5. В конце (или начале) урока проводится чтецкая разминка по «Читалочке», дается установка: читаем медленно, но целыми словами. Вторичное чтение проводится в ускоренном темпе. Учащиеся получают задание на дом: нарисовать, проиллюстрировать любимый рассказ или сказку, которые читала им в раннем детстве мама. На следующем уроке проводится беседа по рисункам.

Об одном и том же по-разному(с. 90—99)

Задача: дать наглядно-образное представление о способах передачи одного и того же содержания различными средствами (с помощью рисунка, слова, музыки); развивать выразительность речи и чтения.
Учитель обращает внимание на то, что об одном и том же можно рассказать по-разному. Это зависит от цели, которую преследует человек, от его настроения и от тех средств (звуки, краски, слово), которые он выбирает.
1. Рассмотрение предмета (явления) с различных точек зрения. Для того чтобы работа была доступной первокласснику, надо предложить ему представить себя в роли поэта, художника, музыканта, а потом ученого, которые видят одно и то же, а рассказывают по-разному.
— Когда человек пишет и говорит, он должен понимать, зачем, что и как он говорит, всегда представлять, видеть своего собеседника (реального или воображаемого) и понимать его интересы.
2. Рассказы о любимом времени года (по представлению), чтение загадки «Когда это бывает?».
— Что вы знаете о временах года? Какое из них для вас самое любимое?
3. Различные способы рассказа об увиденном.
— Что вам потребовалось, чтобы рассказать о временах года? (Кисти, краски, бумага, музыкальные инструменты и ноты.)
— А если я хочу просто рассказать о весне, — вмешивается Незнайка, — то мне потребуется язык, что ли?
— Конечно, — отвечает учитель. — Но не только язык. Слова помогают вам рассказать живо и интересно обо всем, что вы знаете. Постарайтесь представить себе картины вашего любимого времени года ярко, живо, красочно. Составьте мини-рассказ.
4. Рассматривая рисунки и читая произведения, которые создали Тюбик, Гусля и Цветик, дети должны обратить внимание на то, что все они говорят об одном и том же (на тему о временах года), но изображают осень, например, совсем по-разному: один — красками, другой — звуками, третий — словами.
Поэтов, писателей часто называют художниками слова, потому что они умеют так подбирать слова, что у читателей и слушателей возникают перед глазами яркие, зримые, образные картины жизни.
Это первая мысль, к которой учитель неоднократно будет подводить детей и при работе с другими художественными текстами.
Вторая не менее важная мысль: художники, поэты, музыканты всегда в своих произведениях передают вместе с размышлениями и свои радости, печали, свое настроение.
— Угадайте, веселую или грустную осень изобразили художник, поэт, музыкант.
5. Музыкальные зарисовки осеннего пейзажа, определение осеннего настроения.
Учащиеся сравнивают стихи об осени К. Бальмонта с музыкальным произведением и рисунком, отмечают, что картина осени у художника получилась веселая, так как, наверное, он очень веселый человек и хочет своим рисунком сказать:
— Что ты так испугался осеннего дождика? Посмотри-ка, ты похож на гриб. Из-под зонтика видны лишь твои ноги.
А музыкант и поэт грустят, им очень печально, грустно, они сожалеют, что так быстро пролетело лето и наступила осень.
Цветик предлагает свою первую загадку:
— Угадайте, есть ли в тексте стихотворения что-то такое, из чего вы можете заключить, какое настроение у поэта. (Слово грустное; но и картины, которые рисует поэт, тоже грустные: улетают птицы, дни становятся холоднее.)
— Закройте глаза и ярко представьте себе картину, которую изобразил в своих стихах К. Бальмонт.
6. Сравнение научного и художественного текста 3.
Текст А. Плешакова «Знаешь ли ты?» читает учитель. Его задача состоит в том, чтобы дети сами поняли разницу между научным текстом, где объясняются явления (почему это происходит), и художественным произведением.
Знайка предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Есть ли разница между текстом „Знаешь ли ты?“ и стихотворением И. Сурикова? Чем отличается текст „Знаешь ли ты?“ от рисунка художника и произведений музыканта и поэта?» Необходимо помочь им сделать первый шаг к пониманию того, что художник слова (поэт, писатель) изображает, передает свое настроение, чувства, свой взгляд на вещи, события, действия, явления, а ученый объясняет их.
7. Обобщение. Узелок на память.
— Если хочешь кому-то о чем-то рассказать, то сначала подумай: желаешь ли ты объяснить что-то или хочешь привлечь внимание своих слушателей к чему-то красивому, важному, интересному и как-то повлиять на них, заразить их своим настроением?
В первом случае человек будет рассуждать, почему это произошло, объяснять, по какой причине, используя слова почему, потому что и т. д.
Во втором случае он будет изображать словами, показывать, рассказывать, какая природа, какой человек и т. д.





Удивительное рядом(с. 100—101)

Задача: пробудить интерес к научно-познавательным рассказам; готовить детей к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий.
1. Чтецкая разминка по «Читалочке».
2. Беседа «Удивительное — рядом». Чтение необычного рассказа «Коралловый риф», в котором есть пиктограммы (слова-рисунки).
3. Странные рисунки. Важно включить в урок рисунки детей, изображающие то, что они сами наблюдали в лесу, в городе, на отдыхе. Потом школьники составляют рассказы по своим рисункам.
4. Чтение стихов и рассказов.

Сравни и подумай(с. 102—103)

Задача: дать наглядное представление о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном); приучать осмысливать содержание текста, ориентируясь на его особенности.
1. Чтецкая разминка по «Читалочке».
2. Сравнение текстов. Учитель читает тексты из книги К. Ушинского «Роза».
— Какой текст вас заинтересовал? Почему? Какой текст написал ученый, а какой — поэт? Чем они похожи? (Темой, в них говорится о розе.) Чем отличаются? (В первом тексте объясняется, что такое роза, а во втором — роза оживает (становится как бы живой) и, как человек, рассказывает о себе.)
3. Аналогичная работа проводится по двум другим текстам разворота.
4. Описание какого-либо предмета (осеннего листа). Одни из ребят могут представить себя учеными, другие — поэтами, художниками, музыкантами.
Учащиеся, разделившись на группы, по-разному рассказывают о нем.
Группа поэтов, писателей вместе с Цветиком сначала изображают, т. е. создают пластический образ бедного одинокого листочка, оторвавшегося от дерева, а потом придумывают историю о том, как листочек славно жил на веточке, но холодный злой ветер налетел и сорвал его.
Другая группа — ученые вместе со Знайкой и Незнайкой 4 — должна посмотреть на листок и подумать, чем он может заинтересовать ученого.
Незнайка. Однажды я сидел под большим деревом. Вдруг что-то как упадет мне на голову! Это было что-то большое, холодное и страшное. Оно накрыло меня с головой. Сразу стало темно. Сначала я решил, что это кусочек Солнца.
Знайка. Незнайка, вечно ты что-то придумываешь. Ведь Стекляшкин, наш знаменитый астроном, объяснил тебе, что Солнце — огромный раскаленный шар, и если бы от него оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город. Это во-первых, во-вторых, Солнце горячее.
Учитель. Незнайка, ты большой фантазер. Ты придумываешь то, чего нет на самом деле. Так может сочинять писатель-фантаст или писатель-юморист, который хочет рассмешить детей. А нам надо так рассказать о листочке, как это делают ученые, то есть порассуждать, например, о том, почему листики от деревьев отрываются не весной, а осенью.
Незнайка. Весной листики молодые, у них много сил, и они хорошо держатся на ветках. Осенью у них мало сил, они становятся старенькими, высыхают, и ветер может легко их оторвать от ветки.
Знайка. Молодец, Незнайка! Только надо еще точнее объяснить, почему это происходит осенью. Когда деревья готовятся к зиме, сок перестает поступать в веточки, на которых находятся листья. Между ними образуется большая пробка, которая не пускает сок в листочки, поэтому они засыхают и падают.
Незнайка. Какой ты умный, Знайка! Все-то ты знаешь и можешь объяснить.
5. Вывод. Обо всем, что видит человек, можно рассказать. Но ученые и поэты рассказывают по-разному. Одни наблюдают, размышляют, рассуждают, стараются найти причину. Свои наблюдения записывают, составляют тексты. Это научные тексты. В них объясняется, что происходит, как и почему. Другие люди — поэты — изображают, рисуют, показывают. Они оживляют природу, предметы, как бы вдыхают в них жизнь, и окружающий мир начинает говорить с нами, как будто он сам живой 5.
6. Упражнения в чтении текстов, нахождение интонации, соответствующей их содержанию.

Сочиняй, придумывай, рассказывай
(с. 104—105)

Час потехи(с. 106—107)

Большие и маленькие секреты
(с. 108—109)

Как общаются люди
(с. 116—117)

Умеет ли разговаривать природа?
(с. 122—123)

Задачи: пробудить в детях фантазию, стимулировать развитие воображения на основе приема оживления, одухотворения предметов природы; развить интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; активизировать коммуникативно-речевые способности учащихся.
Учитель может начать тему по-разному: с рассказов о писателях — знатоках природы, таких, как В. Бианки, или с разговора о творчестве Г.-Х. Андерсена, который как бы оживлял окружающий его мир.
Начинающему учителю следует помнить, что, во-первых, основой образного слова является яркое представление о предмете, которое усиливается благодаря использованию в тексте эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности.
Во-вторых, поскольку ученые связывают возникновение образного слова с древними мифами, с фантастическим изображением в сознании людей реальной действительности, на уроках литературного чтения следует использовать прием оживления предметов окружающего мира и составления необычных волшебных историй о них.
Это легко сделать, так как у первоклассников еще сохраняется первоначальная образность, а привычка мыслить абстрактно, отвлеченно (необразно) еще не сложилась. Эти особенности детской психики дают возможность активно развивать у младших школьников литературно-художественные способности. Детей, воспринимающих внешний мир в виде живых образов, не только не удивляет, но и радует, что предметы, подобно человеку, говорят, ворчат, болтают, сердятся, бегают и т. д. Эту способность ребят надо всемерно поддерживать, развивать и через пластику движений, через олицетворение предметов привлекать их внимание к словесной изобразительности, которая создает художественный образ.
1. Урок можно начать с такой ситуации.
— Вы знаете, ребята, — обращается учитель к классу, — замечательного писателя Э. Успенского, автора повести-сказки про очень серьезного и самостоятельного малыша, который научился читать в четыре года и умел сам варить себе суп («Дядя Федор, пес и кот»). И был у него удивительный кот Матроскин. Кот жил у одного профессора, который язык зверей изучал. Он и научил кота разговаривать.
— Сейчас без языка нельзя, — говорит кот. — Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или коврик для ног.
— Ребята, — обращается Матроскин к классу, — а у вас дома есть кошки, собаки или птички? О чем они вам рассказывают?
Учащиеся пробуют составить небольшой рассказик о домашних животных: как они появились в доме хозяина, что им в нем нравится, кого они любят больше всего.
Желательно, чтобы дети вели рассказ от имени кошки или собаки, которая живет у них. «Меня зовут Барсик. Я живу в квартире у добрых хозяев...» или: «Однажды осенью, когда я лежал под скамейкой и прятался от дождя, ко мне подошел малыш, пожалел меня и сказал:
— Хочешь жить у меня? Я о тебе буду заботиться.
Я был так рад, что забыл поблагодарить малыша. Он взял меня на руки, а я лизнул его в холодный нос...»
2. В беседу с ребятами вступают Аня и Ваня, персонажи учебника:
— Слышал ли ты, как чирикают ранней весной воробьи? — спрашивает Аня.
— Конечно! Сразу становится весело, и настроение какое-то весеннее. Я знаю стихотворение В. Берестова, где прямо слышится веселое чириканье воробьев. Давай прочитаем его вместе и послушаем, о чем они говорят.
3. Оживление природы, разыгрывание сценок из жизни природы.
Перед чтением стихотворения И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождем» учитель предлагает детям преобразить себя, превратиться в дождь или иву и сочинить разговор (диалог) между ними:
— Налетел ветер, застлал тучами солнце. На землю брызнули капли дождя, на луг, на ели, на ромашки и на старую иву.
— Что-то там шепчет дождик?
— О чем говорят деревья?
Между ребятами распределяются роли дождя, ивы, елки, березки, каждый из детей создает свой образ (плачущей ивы, веселой березки, недовольной, сердитой елки), придумывает слова, отражающие настроение персонажа.
После диалогов учащиеся медленно прочитывают стихи И. Токмаковой, которая своим волшебным словом оживляет деревья.
4. Отгадывание загадок. Обучение чтению целыми словами.
Один урок отводится чтению сказок, загадок, потешек.

Волшебство(с. 126—127)

Задача: пробудить интерес к поэтическому слову, раскрыть его тайну; заглянуть в мастерскую к волшебникам слова — поэтам, писателям.
Можно привлечь персонажей из сказки Н. Носова — поэта Цветика, поэтессу Самоцветик, которые помогут детям раскрыть и узнать тайны волшебной страны Поэзии.
1. Самостоятельное чтение стихов В. Викторова.
2. Медленное чтение стихов А. Фета. Учащиеся делают рисунки. Чтобы сделать хорошую иллюстрацию, надо вчитаться в текст, за каждым словом увидеть и представить изображенный предмет, о котором говорит поэт.
Чтобы помочь ребенку создать образ по тексту (то есть развить у него воссоздающее воображение), нужно, во-первых, приучить детей искать в тексте детали этого образа, во-вторых, дать материальную опору этому образу, чтобы он стал устойчивым.
— Представьте себе вербу и поместите ее на экран.
Учитель обращает внимание детей на то, что писатели, поэты умеют наблюдать, видеть необычное там, где простой человек проходит мимо, не замечая ничего интересного.
3. Учащиеся рассматривают рисунок к стихам В. Жуковского (дремлющий малыш и колосок). Они сравнивают изображения колоска и дремлющего малыша, находят то общее в этих двух образах, что позволило поэту использовать выражение колосок дремлет.
— Почему поэт говорит о колоске как о живом, как о малыше? (Поэт любуется им, он даже ласково называет его колосок. Молодой колосок напоминает ему ребенка, который склонил головку во время сна. Благодаря такому сравнению поэту удается нарисовать очень яркую картину, которую читатель легко может себе представить.)
4. По желанию учителя можно провести такую игру, как «Самый внимательный читатель».
— Где наблюдал поэт эту картину? В какое время дня? Был ли в этот день ветер? Сильный или слабый? Расскажите, какую картину вы видите.

Доброе семя — добрый и всход(с. 132—142)

В разделе собраны произведения на морально-этическую тему, которые будут иметь положительное влияние на детей, если к чтению и беседе привлечь и родителей. Для этого учителю необходимо активно внедрять в каждый дом практику семейного чтения, которая существовала в XIX веке в каждой культурной семье. Немалое значение будет иметь и встреча с семьями детей, их родителями, которых приглашают в школу, на уроки, где они не просто сидят и слушают, а рассказывают о себе, своих увлечениях, профессиях, а потом и занимаются с детьми, помогая учителю.
В этом случае класс может быть разбит на несколько групп, каждую из которых ведет, обучает один из взрослых.
На собрании можно порекомендовать родителям почитать вместе с детьми дома тексты под заголовком «Чтение с продолжением» и произведения: «Мне грустно», «Все в порядке», «Отец и сыновья», «Крошка Енот» и др.
Чтению сказки «Крошка Енот» посвящается несколько уроков. Текст читают дети и учитель.

1 «Читалочка» — пособие для развития навыка чтения целыми словами. В нем имеется материал для закрепления всех букв алфавита и упражнений в правильном и выразительном чтении. Материал пособия используется во фронтальной и индивидуальной работе для чтецких разминок и речевых упражнений.

2 Литературная часть «Азбуки» включает тексты различного объема. Небольшие тексты читают дети, остальные — учитель или родители вместе с детьми.
Порядок чтения текстов может быть изменен по усмотрению учителя.

3 Эту работу следует рассматривать как введение, начало последующей работы с текстами подобного рода во 2 и 3 классах.

4 Учитель рассказывает так, как будто он сам подслушал разговор коротышек.

5 Если ученики оказались недостаточно подготовленными к такой работе, то следует сделать небольшой перерыв и прочитать с ними юмористический раздел учебника «Час потехи» или рассказы на морально-нравственную тему «Доброе семя — добрый и всход».

Наши рекомендации