Л.Н. Толстой, «После бала» (1903 г.)

Краткий анализ произведения

Главные герои:
- Иван Васильевич;
- полковник Пётр Владиславович Б. (отец Вареньки).

Проблематика
- идея социального неравенства;
- благополучие одних (богатых) основывается на угнетении других (бедных).

Анализ

Толстой, являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности.
Толстой ведёт нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.
Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой ещё и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознаёт свою личную моральную ответственность за всё происходящее.
Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее.
Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

А.П. Чехов, «Толстый и тонкий» (1883 г.)

Краткий анализ произведения

Герои:
- 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

Проблематика рассказа:
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
- отречение от собственного достоинства.

Анализ
Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флёр-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

А.П. Чехов, «Хамелеон» (1884 г.)

Краткий анализ произведения

Герои:
- полицейский надзиратель Очумелов;
- собачка брата генерала Жигалова.

Проблематика:
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Анализ
Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов – образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.
Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто её хозяин, весьма показательна и характерна для любого общества. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.
К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых. Рабская психология, а именно её высмеивает Чехов в своём юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власть предержащим».

Наши рекомендации