III. Чистописание. Развитие речи.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают заглавные и строчные буквы:

Далее записывают словосочетание:

русский язык

– Составьте звукобуквенную схему слова «язык».

– Составьте свои предложения со словом «язык».

· Мы учим русский язык.

· Мальчик показал язык.

· Языки пламени освещали полянку.

· Пленный язык рассказал секрет.

· У ботинка кожаный язык.

– Сколько значений у слова «язык»?

Подготовка руки к письму.

IV. Работа по теме урока.

1. Письмо предложения.

Учитель читает предложения.

Началась гроза. У нас дома живет черепаха. Ребята пошли в школу. Мама готовит ужин.

– Сколько предложений я прочитала?

– Можно ли сказать, что эти предложения составляют текст?

– Связаны ли они между собой по смыслу?

– Можно ли придумать ко всем этим предложениям общее заглавие?

– Запишите любое предложение.

2. Письмо слов.

– Заполните пустые клеточки и запишите слова в тетрадь.

горка глина рота

корка клин Рита

корм лён Рига

кора Лёня рог

гора дог

год

– Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему?

V. Составление и запись предложений с благодарностью «Азбуке».

– Прочитайте рассказ на доске.

На лежали цветные карандаши.

Маша любила .

Она нарисовала .

Игорь тоже любил .

Он нарисовал .

Дети повесили свои рисунки на .

– Придумайте к нему название.

– Трудно было читать?

– Как правильнее было бы написать рассказ?

– А как появилось письмо?

Самым древним считается рисуночное письмо. Оно появилось на Земле более 100 тысяч лет назад. Рисунками люди передавали свои мысли, рассказывали о том, что они сами знают и умеют. Некоторые рисунки имели смысл одного слова или одного предложения. Надо было сделать очень много рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей.

Изучать такую грамоту приходилось годами. Кроме того, нелегко было договориться читать отдельные рисунки одинаково. Да и не всё можно было передать рисунком.

Люди много думали, как можно выразить мысли «точнее», и изобрели особые, или «священные», знаки – иероглифы. Это произошло в Древнем Египте более 6 тысяч лет тому назад.

– Что вы слышали об иероглифах?

– В каких странах и в каких языках они используются в наши дни?

– Потом, примерно 3 тысячи лет назад, люди придумали буквы. Сначала они появились в тех древних странах, где сейчас находятся Ливан, Сирия, Израиль. Оттуда буквы «перешли» в Древнюю Грецию и Древний Рим.

У славянских народов буквы, алфавит появились более тысячи лет тому назад.

Буквы и азбуку придумали два брата, учёные монахи Кирилл и Мефодий. Именно они изобрели особые знаки – буквы для звуков, которые произносили в словах наши далекие предки.

– Используя слова на доске, напишите предложения с благодарностью «Азбуке».

Спасибо, теперь, буквы, звуки, знаю, умею, красиво, пишу, читаю, сказки, предложения.

VI. Итог урока.

Наши рекомендации