V. Письмо в рабочей тетради.
1. Образование новых слов.
– Прочитайте слова и рассмотрите схемы.
– С помощью стрелок соотносите слова и звукобуквенные схемы.
– Добавьте к каждому слову букву «ь». Какие слова у вас получились?
МЕЛ – МЕЛЬ ШЕСТ – ШЕСТЬ МОЛ – МОЛЬ УГОЛ – УГОЛЬ |
– Запишите слова. Подчеркните ь.
– Как изменилось значение слов, когда в них появился ь?
2. Составление предложений.
– Подберите слова. Составьте предложения.
Мама легла… спит.
Дима уже… спать.
3. Разгадывание шарад.
· Лежу я на земле,
Прибитая к железу.
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Шпала – лапша.)
· С «ю» я по воде скольжу,
А с «я» на голове сижу.
(Шлюпка – шляпка.)
· Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(Шест – шесть.)
· Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы
В себе переставлю я,
Получится новое слово,
Несущее смерть для меня.
(Липа – пила.)
· Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к» вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
(Луг – лук.)
· С «л» я слезы вызываю,
С «ж» по воздуху летаю.
(Лук – жук.)
· С буквой «н» я по ночам
В небесах гуляю.
С буквой «п» частенько вам
Видеть помогаю.
(Луна – лупа.)
· С твердым – «л» – огородное растение
И приправа к пище,
С мягким – отверстие,
Прикрываемое крышкой.
(Лук – люк.)
· С твердым «л» я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только «л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(Полка – полька.)
Учащиеся записывают отгаданные слова, определяют их значение.
VI. Работа со словарем.
1. Кроссворды.
с | ы | н | п | и | р | о | г | ||
о | о | ||||||||
р | д | а | |||||||
к | |||||||||
у | н |
Учащиеся отгадывают слова и записывают их в тетрадь.
с | ы | н | п | и | р | о | г | ||
с | о | н | п | о | р | о | г | ||
с | о | р | д | о | р | о | г | а | |
с | о | к | р | о | г | а | |||
с | у | к | н | о | г | а |
2. Звукобуквенные схемы слов.
– Прочитайте стихотворение. Подберите слова с помощью рисунков.
СТИРКА
Я один у мамы ,
Нет у мамы .
Как же маме не помочь
Постирать ?
Мыло пенится в корыте –
Я , посмотрите!
А. Усанова
Слова-подсказки: сын, дочка, платочки, стираю.
– К каждому слову составьте звукобуквенную схему.
VII. Итог урока.
Урок 84
Письмо строчной буквы «ж»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ж»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; анализировать предложение и составлять схему предложений; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения:
· Это – Ж,
А это – К,
Целый жук
И полжука.
А. Шибаев
· Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском, –
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.
В. Степанов
– На что похожа буква «ж»?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ж», которая обозначает твердый звук [ж].
III. Повторение звука [ж], изученного на уроках чтения.
– Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звонкий твердый согласный звук).
– Назовите животных, в названии которых есть звук [ж]. (Ежик, жираф, ужи, стрижи.)
– Назовите слова с сочетанием жи. (Ножи, лыжи, пружина, снежинка и т. д.)