IV. Письмо слов под диктовку с опорой на звукобуквенную схему слова.

– С какой буквы надо писать слово «Инна»? Почему?

– Какие еще слова надо писать с заглавной буквы?

V. Выполнение логических заданий с буквами.

– Сравните буквы. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте строчную букву «я» в строчную букву «л», в строчную букву «н».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

VI. Итог урока.

Урок 46

Письмо строчной буквы «я»

Цели:сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «я»; рассмотреть случаи, когда буква «я» обозначает два звука; продолжить формирование умения анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять графические навыки письма изученных букв; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

· Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я –

Буква,

Слог

И слово!

А. Шибаев

– На что еще похожа буква «я»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «я», которая необходима для обозначения гласного звука [а] после согласного и для обозначения двух звуков [й’а] в начале слова или после другого гласного.

III. Повторение изученного о роли буквы «я» в слове.

– Какой звук обозначает буква «я» после согласного? (Звук [а] и мягкость предыдущего согласного.)

– Придумайте слова, в которых буква «я» обозначает звук [а]. (Мясо, няня, Коля, Толя.)

– Когда буква «я» обозначает два звука в слове? (В начале слова, после другой гласной.)

– Придумайте слова, в которых буква «я» обозначает два звука [й’], [а]. (Яблоко, яма, Зоя, ябеда, ягода, красивая.)

IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «я» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «я»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «я».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «я».

– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «я». (Полоска в форме овала; полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «я».

– Выполните конструирование строчной буквы «я» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 39, № 10 и № 3, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 40 (или № 41), № 38, № 24 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Наши рекомендации