IV. Знакомство с гигиеническими правилами письма.
1. Как правильно сидеть за столом.
Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».
– Рассмотрите верхние рисунки тетради (с. 2).
– Как сидит мальчик на рисунке слева?
– Как сидит мальчик на рисунке справа?
– Кто сидит правильно?
– Как правильно сидеть за столом?
– Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
– Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.
2. Как правильно расположить тетрадь.
– Отгадайте загадку:
· То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь.)
– Рассмотрите рисунки в тетради. На каком рисунке девочка правильно положила тетрадь? (На рисунке справа.)
– Положите тетрадь правильно.
Примечание. С первых же дней обучения перед учителем встает задача – выработка правильного наклонного письма. В прописях учащихся нет наклонных линий.
Наклон в письме зависит только от положения тетради. Наклонное положение тетради при письме требуется для того, чтобы легче и быстрее осуществлять движение руки вдоль строки (угол наклона справа к краю парты приблизительно равен 25°). Во время письма рука (предплечье) осуществляет движение по кругу с центром в локте.
Учащиеся обучаются наклонному, а не прямому письму потому, что такое письмо быстрее и рука движется по бумаге, как ей удобно.
Наклонное положение тетради обеспечивает наклонное письмо, хотя движение пера при письме не наклонно, а отвесно направлено под прямым углом к плоскости груди. Таким образом, наклон при письме получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. Наиболее правильным положением тетради следует считать такое, когда то, что мы пишем, находится против середины груди.
Подготовка руки к письму «Пальчиковая гимнастика».
Знакомство с пальчиками
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы.)
– Да, это пальцы. А как вы догадались? Почему пальцы родными братьями называют?
Дети показывают пальцы левой и правой рук и убеждаются, что у всех пальцев каждой из рук «мама» одна – кисть.
– О каких теплушках идет речь в нашей загадке: «А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки?» (Варежки или перчатки.) Чем перчатки на варежки не похожи?
– Любите ли вы играть в пальчики? Покажите пальчики правой (левой) руки. Попросите братьев правой и левой рук поздороваться (прикосновение подушечек пальцев обеих рук).
– А кто из вас знает, как этот (показывает большой) палец называется? Как вы думаете, почему он называется большим?
А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него. Возьмите со стола карандаш.
дети делают попытку взять карандаш.
Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде. Видите, как трудно работать братьям без большого пальца! Без него трудно писать, рисовать, играть… Люди так называли этот пальчик потому, что он главный – большой!
3. Как правильно держать ручку.
– Отгадайте загадки:
· Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
(Карандаш.)
· Стальной конек
По белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Ручка.)
· Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
– Что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)
– Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)
Знакомство с шариковой ручкой.
Учитель объясняет, что шариковая ручка – современная, наиболее удобная для письма. Дети вынимают шариковые ручки из пеналов: у всех учеников они одинаковые. Рассматривают, из каких частей состоит шариковая ручка и для чего эти части. Договариваются, что на уроке шариковой ручкой пишут, но не разбирают ее. Затем учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. После этого дети несколько раз упражняются: положат ручку в желобок на парте, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.
Примечание. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
V. Графические упражнения.
Учащиеся обводят фигуры по точкам в тетради.
VI. Итог урока.
Примечание. Графические навыки письма (овладение формой букв, безотрывностью соединений, скоростью письма) – это один из видов двигательных навыков.
Двигательный навык письма формируется медленно. Быстрее он развивается в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества, выработка стабильности.
Этот навык достигает стадии значительной автоматизации только после 7–9 лет обучения.
На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.
Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи. На первых этапах обучения письму затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти и предплечья не согласованы.
Внимание ребенка полностью сосредоточивается только на процессе письма и с трудом распределяется между разными видами заданий. Поэтому переход от части графической работы к сочетанию ее со звукобуквенным анализом ведет к резкому снижению качества письма, особенно когда задание представляет для ученика большую трудность.
Учителю приходится следить за движением руки ребенка, подсказывать, куда ее вести, а иногда и помогать, взяв руку ребенка в свою, чтобы таким образом ребенок ощутил, осознал, каким именно должно быть это усилие.
Сначала ребенок совершает относительно короткие движения в процессе письма, стремится быстрее прервать движение. Однако даже в самом начале обучения ребенок способен без отрыва пера и без особого напряжения писать отдельные буквы, затем слоги, а к концу года – слова из 4–5 букв.