Ознакомление детей с поэзией в детском саду. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
С поэтическими произведениями дети знакомятся рано, они оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово. Для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определённых знаний, определённого опыта. По мнению И.П.Павлова, пользование знаний, приобретёнными связями – есть понимание. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.
У каждого ребёнка можно развить интерес к поэзии. На запоминание и воспроизведение стихотворений, как показала Р.И. Жуковская, оказывают влияние следующие факторы:
– интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы.
– близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам.
– интерес к художественному изобразительному творчеству.
– возможность выявить свои творческие способности (принять участие в праздниках, в игре).
– характер оценочных суждений педагога.
– выразительность чтения стихотворений взрослыми.
– систематичность обучения.
– овладение детьми способами, приёмами запоминания.
Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями
При заучивании стихотворений важно добиваться, чтобы все дети их хорошо запоминали. Психологи различают два основных вида запоминания: непроизвольное, происходящее без волевых усилий со стороны человека, и произвольное, являющееся результатом сознательно намерения запомнить. Произвольному запоминанию дошкольников необходимо учить. Для этого нужно, чтобы дети умели ставить перед собой цель – запомнить текст, и чтобы эта цель была понятна и конкретна. Произвольное запоминание – это внутренняя, интеллектуальная работа, необходимая детям в трёх отношениях: она помогает более быстрому обогащению речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств (чувства поэзии чувства прекрасного в языке), укрепляет память
Заучивание стихотворений– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.
В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?).
Методические требования к заучиванию стихов.
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.Е.А. Флерина, считала, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.
Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.