Формирование словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов имеют те же цели что и экскурсии: культивирование наблюдательности в интересах обогащения и уточнения представлений детей и развития их языка. Методические приемы: использование раздаточного материала;сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений; сравнение предметов.
Материалом для этих занятий служат предметы жизненного окружения, игрушки, картины.
При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:
1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.
2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия,адекватного вычленяемому качеству(например, надави - для выделения твердости, погладь - для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни - для выделения мягкости и т. п.).
3. Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.
Качествамимы называем те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например: твердый, мягкий, гладкий, холодный, гибкий и т. п.
4. Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый - с легким, прозрачный - с непрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.
5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.
6. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.)было бы как можно меньше.
Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника. Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности. Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество. В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.
Успех занятий, их эффективность зависят от ряда условий:1) подбора предметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.)2) плановости сравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;3) отбора приемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросыи указания воспитателя, помогающие детям:
а) последовательно строить сравнение;
б) увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;
в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;
4) соотношения речевой активности воспитателя и детей.
Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель скупыми, немногословными, точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность.
Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств).