Духовные искания героев романа. Путь исканий Пьера Безухова
«Быть вполне хорошим» - этим принципом руководствуется Пьер Безухов в жизни, и к этому идеалу он стремится.
Как и князь Андрей, Пьер не удовлетворен обыденной деятельностью, не хочет идти по жизни проторенной дорогой, ведущей к чинам и званиям. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство.
Пьер не богат. Незаконный сын графа Безухова, он с десятилетнего возраста был послан с гувернером за границу, где пробыл до 20 лет. По завещанию графа Безухова Пьер становится единственным наследником состояния всего состояния отца. Новое положение, богатство и почести не изменили его характера. Он остался по-прежнему отзывчивым, добродушным и доверчивым.
В отличие от князя Андрея он лишен проницательности, не может сразу правильно оценить людей, часто ошибается в них, его искренность, доверчивость, слабоволие становятся причиной многих его ошибок. Это и участие в кутежах Курагина и Долохова, это и женитьба на развращенной Элен, это и дуэль с Долоховым.
После разрыва с женой в состоянии глубокого нравственного кризиса Пьер встретился на пути из Москвы в Петербург с масоном Баздеевым. Масоны не выпустили из своих рук богатого человека. Пьер вступил в из религиозно-философское общество. Что же привлекало его в масонах? Масоны говорили о том, что их цель – исправлять членов своего общества, «исправлять их сердце», «очищать и просвещать их разум», «исправлять весь человеческий род», «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьеру показалось, что такая деятельность принесет ему нравственное удовлетворение. Ему хотелось верить в возможность достижения братской любви между людьми. Вступив в масонскую ложу, он стремится улучшить положение крестьян в своих имениях, открывает для них школы, больницы. Даже собирается их освободить. Однако результатов от его деятельности почти никаких не получилось. Ловкие управляющие имениями обманывали молодого графа. Его план преобразования масонского ордена также не осуществился. Встав во главе петербургского масонства, он вскоре понял, что большинство членов масонского ордена очень далеки от того, чтобы исправлять себя и весь род человеческий – «из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Пьер понял, что «нравственное успокоение и согласие с самим собой», которые были необходимы для его счастья, недостижимы в масонстве.
Страдая от внутреннего разлада, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный страшный узел», он встретил грозные события 1812 года. Судьба России, положение армии взволновали Пьера. Он собрал ополчение из своих крестьян. Во время Бородинской битвы он оказался на батарее Раевского и был свидетелем жестоких боев. Здесь, на Бородинском поле, ему открылся другой мир, где люди не думают о личной славе и опасности. Пьер был потрясен огромной нравственной силой и героизмом простых людей, стоявших насмерть. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они.
После Бородинской битвы Пьер почувствовал, что должен остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, как теперь уверен Пьер, от одного Наполеона.
Пережив все ужасы плена, военного суда, казни русских людей, в состоянии страшного нравственного потрясения и отчаяния, измученный душевно и физически, Пьер в бараке для военнопленных встретился с солдатом Платоном Каратаевым. Незлобивый, общительный Каратаев для всех находил ласковое слово, помогал людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях и надеяться на лучшее. Под влиянием Каратаева сложилось новое мироощущение Пьера: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Но каратаевская пассивность, непротивление злу, его религиозность и вера в судьбу не стали руководящими принципами в дальнейшей жизни Пьера.
Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Вместе с тем он по-прежнему интересуется общественной жизнью. В эпилоге романа мы видим его членом тайного декабристского общества, который резко критикует реакционное направление политики Александра I.