И.С. Тургенев «Записки охотника»
В первом номере «Современника» за 1847 год, когда журнал только что перешел от П.А. Плетнева в руки Н.А. Некрасова и И.И. Панаева, был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», с пометкой заглавия: «Из записок охотника». Исключительный успех этого очерка побудил Тургенева продолжить серию «охотничьих» рассказов. Позднее в «Современнике» было напечатано еще двадцать рассказов, а в 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой.
«Записки охотника» стали крупнейшим событием не только литературной, но и общественной жизни своего времени. Тургенев дал в них широкую картину народно-крестьянского и помещичьего быта крепостной деревни и усадьбы, с длинной вереницей реалистически и мастерски зарисованных образов крестьян и помещиков на фоне среднерусского пейзажа, входившего существенно элементом в композицию почти всех рассказов.
Главным своим врагом Тургенев считал крепостное право. Ненависть к нему зародилась еще с детских лет.«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и пр. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»,- вспоминал впоследствии Тургенев. В течение всей жизни в своих произведениях боролся писатель с главным злом , он поклялся никогда с ним не примириться. «Это была моя Аннибаловская клятва»,- писал он в своих воспоминаниях.
«Записки охотника» и посвящены этой борьбе с крепостным правом.
Вслед за Гоголем Тургенев обрушивается на крепостничество, но он не ограничивается изображением только «мертвых душ» - людей, которым история уже подписала смертный приговор. Тургенев – первый среди русских писателей – показал живые души, души простых крестьян, в которых вековой гнет не убил лучших человеческих качеств – ума, доброты, глубокого понимания красоты, стремления к правде.
Уже первым рассказом «Хорь и Калиныч» писатель опровергает господствовавшее мнение, будто бы простым людям чужды тонкие чувства. Нежная дружба связывает двух столь различных по характеру крестьян – Хоря и Калиныча. Калиныч – натура поэтическая, Хорь практичен и рассудителен. Но друзья гармонично дополняют друг друга.
Каждый рассказ Тургенева – это утверждение того, что крестьянин – человек, заслуживающий уважения. Автор открыл читателям нравственную высоту крестьянской души, показал, как мужественно, не теряя человеческого достоинства, переносят крестьяне нужду, голод, жестокость помещиков. Перед читателем проходят разные люди из народа: суровый, но честный и великодушный Бирюк; крестьянские ребятишки из рассказа «Бежин луг», замечательный народный певец Яков Турок (рассказ «Певцы»).
Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены в «Записках охотника» образам помещиков, людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких.
Книга встревожила крепостников. По распоряжению Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранен от должности. Правительство искало повод, чтобы расправиться с писателем. И этот повод скоро представился.
21 февраля 1852 года скончался Гоголь. Тургенев, потрясенный этой утратой, написал некролог и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. Это послужило предлогом для ареста Тургенева и последующей ссылки в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Сидя в полицейском участке, Тургенев пишет рассказ «Муму», по своей антикрепостнической направленности близкий «Запискам охотника». Так ответил писатель на правительственные репрессии.
Роман «Отцы и дети»
Проблемы поколений в романе
Тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права. Либералы, как сторонники старых взглядов, названы в романе «отцами», а демократы, отстаивавшие новые идеи, - «детьми». Три характерных типа либералов этого периода представлены в семействе Кирсановых. Павел Петрович – умный и волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенным в молодости убеждениям. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, не приемлет того, что происходит в окружающей жизни. Он придерживается твердых принципов, без которых, по его понятию, могут жить только пустые и безнравственные люди. Но его принципы находятся в противоречии с жизнью: они мертвы. Павел Петрович называет себя человеком, «либеральным и любящим прогресс». Но под либерализмом этот аристократ понимает снисходительно-барскую «любовь» к «патриархальному» русскому народу, на который он смотрит свысока и который он презирает. (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами «морщится и нюхает одеколон»), а под прогрессом – преклонение перед всем английским. Уехав за границу, он «знается больше с англичанами», «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя», чем фактически и исчерпывается вся его «связь с народом».
За внешним либерализмом угадывается ярый охранник старого строя. У Павла Петровича все в прошлом, и недаром уже при первой встрече Базаров, тонкий и проницательный человек, сразу почувствовал это. «Архаическое явление» - такую характеристику дает он старшему Кирсанову.
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. «Его хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева». Николай Петрович не может понять, в чем причина его хозяйственных неудач. Не понимает он также, почему Базаров называет его «отставным человеком». Действительно, несмотря на все старания Николая Петровича быть современным, вся его фигура вызывает у читателя ощущение чего-то отжившего. Этому ощущению способствует авторское описание его внешности: «пухленький», «сидит, подогнувши под себя ножки».
Аркадий Кирсанов выдает себя за последователя Базарова, перед которым он благоговел в университете. Но он не последователь, а жалкий подражатель. Это личность не самостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Показное стремление идти в ногу со временем заставляет его повторять совершенно чуждые ему мысли Базарова; взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова.
«Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса»,- писал И.С. Тургенев в одном из писем. Он хотел показать именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать: «если сливки плохи, то каково же молоко?»