Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной, тревожной атмосфере русской жизни действительно собиралась гроза. У Островского гроза – это не просто величественное явление природы, она – олицетворение социального потрясения.

Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обстановка, в которой развертываются события пьесы, прекрасен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.

Против произвола протестует Варвара, не желающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Борис, которому не достает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы её погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест – активный вызов произволу и морали «темного царства» - протест Катерины. Именно её Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь»,- говорит она.

Среди героев драмы она выделяется открытым характером, сиелостью и прямотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Её речь выразительна и эмоциональна, в ней часто встречаются ласкательные и уменьшительные слова : «солнышко», «водица», сравнения: «точно голубь воркует».

Катерина религиозна. Но её религиозность – это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую, поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись.

Проснувшаяся в душе Катерины любовь раскрепощает её, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать свои чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «темного царства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!»

Положение Катерины трагично. Её не пугают далекая Сибирь, возможное преследование. Но её друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отрезают Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Катерины и над внешними силами, сковывающими её свободу, и над темными представлениями, сковывающими её волю и разум.

Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о своем грехе, о спасении своей души. Она совершает свой шаг во имя большой любви, открывшейся ей.

Конечно, Катерину нельзя назвать сознательным борцом против рабства. Но её решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает «потребность возникшего движения русской жизни».

Н.А. Добролюбов назвал пьесу «самым решительным произведением Островского», произведением, выражающим насущные потребности своего времени: требование прав, законности, уважения к человеку.

Быт и нравы города Калинова

Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, один из местных жителей.

Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Кабаниха – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей все кажется, что дети стали выходить из-под влияния родителей. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, предельно невежественна. Арена ее деятельности – семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи носит ханжеский, лицемерный характер. Все ее действия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха – жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее и вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь самодурство Дикого основано прежде всего на безнаказанности, и потому он пасует перед сильной личностью. Его невозможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игнатьевне это легко удается.

Именно Дикие и Кабанихи создают в городе атмосферу «жестоких нравов», в которой задыхаются свежие, молодые силы. Бросается с обрыва в Волгу Катерина, убегает из дома с Кудряшом Варвара, не выдержав деспотизма матери, Тихон потерял всякую способность жить и мыслить самостоятельно. Нет в этой атмосфере места добру и любви.

Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в предреформенной России, горячим призывом к свободе.

Наши рекомендации