Практическое занятие 6. Рыцарский роман. Легенда о Тристане и Изольде в романных обработках. Рыцарская лирика. Поэзия провансальских трубадуров
1. Легенда о Тристане и Изольде как рыцарский роман и «бродячий сюжет», различные средневековые обработки легенды, их особенности.
2. Вопрос о происхождении образов героев.
3. Символические образы легенды, мифологические источники образов.
4. Различные сюжетные версии романа.
5. Категория чудесного в романе.
6. Концепция любви в различных версиях романа.
7. Трансформация образа короля Марка. Причины смысловой неисчерпаемости сюжета.
8. Особенности прозаического «Романа о Тристане». Роль обработки Ж. Бедье.
9. Причины формирования в Провансе светской поэзии. Прованс как центр рыцарской и светской культуры. Альбигойские ереси. Их влияние на мировоззрение трубадуров.
10. Вопрос о генезисе провансальской лирики (аристократическая и фольклорная теории).
11. Социальный состав трубадуров. Полемика о содержании и искренности лирики трубадуров.
12. Две концепции любви в лирике трубадуров. Культ дамы в лирике трубадуров.
13. Жанровая система лирики трубадуров. Символика и формальность лирики трубадуров.
14. Два стиля в лирике трубадуров.
15. Поэзия труверов, ее близость к «ткацким песням».
16. Поэзия миннезингеров, ее эстетические особенности.
17. Художественные открытия рыцарской лирики, и их роль в истории мировой литературы.
Список обязательных терминов и понятий:куртуазная любовь, кансона (канцона), альба, серена, сирвента, пасторелла, тенсона, баллада, сеньяль, плач, труверы,
Конспект: Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Куртуазная лирика // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С. 530—548 http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/kurtuaznaya-lirika.htm
Литература:
Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.
Дополнительная:
Михайлов А. Д. Легенда О тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сала «Тристан») Philologica: исследования по языку и литературе. Памяти акад. В. М. Жирмунского. – Л., 1973.
Жозеф Бедье. Тристан и Изольда Перевод с франц. А. А. Веселовского. М.: "Аргус", 1993.
Иванов К. А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. – СПб.,1991.
Мейлах М. Б. Язык поэзии трубадуров. – М., 1975.
Федотов О. И. Рыцарская лирика // История западноевропейской литературы Средних веков. Учебник- хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – М., 1999. С. 69-88.
Булфинч Т. Мифы и легенды рыцарской эпохи – М., 2009.
Михайлов А. Д. Легенда О тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сала «Тристан») Philologica: исследования по языку и литературе. Памяти акад. В. М. Жирмунского. – Л., 1973.
Жозеф Бедье. Тристан и Изольда Перевод с франц. А. А. Веселовского. М.: "Аргус", 1993.
Жизнеописания трубадуров /Изд. подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993.
2. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974. (БВЛ)
3. Песни трубадуров. - М., 1979.
2. Шишмарев В. Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. - Париж, 1911.
3. Фридман Р. А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Уч. Зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965.
Практическое занятие 7. Контрольная работа по Разделу 1 «Литература Средневековья»
Вопросы для обсуждения:
1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.
2. Германо-скандинавская мифология. «Старшая Эдда»
3. «Беовульф» как памятник архаического средневекового эпоса.
4. Героический эпос периода Зрелого Средневековья. «Песнь о Роланде» в системе типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья.
5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла»
Литература:
Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.
Практическое занятие 8. «Божественная Комедия» Данте Алигьери как единое художественное целое
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки Ренессанса в Италии. Эпоха Дученто. Италия в начале XIII века. Города-коммуны.
2. Данте и Флоренция. Поэзия «сладостного нового стиля». Сонет и канцона как ведущие жанры итальянской лирики Дученто.
3. Особенности мировоззрения Данте.
4. Жанровое своеобразие «Новой жизни». Автобиографическое и общечеловеческое. «Новая жизнь» и «Пир» - как лирический и философский пролог к «Божественной комедии» - главному творению Данте.
5. «Божественная комедия» - проблема названия и жанра.
6. Принцип композиционного единства «Комедии», ее числовая и цветовая символика, образ автора - основа целостности произведения, три лика автора.
7. Особенности симметрии «Божественной комедии» Данте.
8. Строфа и стиль.
9. Концепция греховного и святого в «Божественной комедии», этические принципы Данте.
10. Человек - главный герой «Божественной комедии». Гуманистический идеал Данте. Концепция человека в «Божественной комедии»: образы человека в «Комедии» (грешники в аду, праведники в раю), ведущий принцип создания образов грешников; концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха.
11. Три плана повествования, три уровня смысла.
12. Значение «Божественной Комедии» в истории мировой литературы.
Список обязательных терминов и понятий:предгуманизм, пополаны, комедия, терцина, сонет, поэзия «нового сладостного стиля», концепция человека
Литература
1. Данте Алигъери. Новая жизнь. Божественная комедия. - М., 1967. (БВЛ) (пер. М. Л. Лозинского). 2. Данте. Малые произведения. - М., 1968. 3. Данте. Божественная комедия. - М., 1968. (ЛП) 4. Данте Алигьери. Божественная комедия. (пер. А. Илюшина). – М., 2000. (ШБ).
Андреев М. Л. Данте. //История литераутры Италии. В 3 т. Т. 1. «Средние века». – М., 2000. С. 307-367. 2. Ауэрбах Э. Фарината и Кавальканти.// Ауэрбах Э. Мимесис. –М., 1976. С. 182-211. 3. Баткин А. Данте и его время. Поэт и политика. - М., 1965. 4. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. - М., 1971. 5. Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения // Работа размещена на сайте: http://svr-lit.niv.ru/. 6. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М., 1990. 7. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1990. -Т. 2. - С. 214-256.
Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск, 1989. 2. Елина Н. Г. Данте. Критико-биографический очерк. - М., 1965.
Илюшин А. Данте. - М., 1990. 4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.
Штайн К. Э. Язык. Поэзия. Гармония. - Ставрополь, 1989. 6. Шубников А. Б., Копщик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972.