Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.
Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.
Вопросы для обсуждения:
1. Миф как средство концептуализации мира. Специфика мифологического мышления. Категории мифов
2. Понятие мифопоэтической модели мира. Мифопоэтическая модель мира кельтских народов.
3. Космогонические и эсхатологические мифы кельтских народов.
4. Тотемические, антропогонические и героические мифы ирландцев.
5. Древнеирландский эпос как один из основных источников сведений о мифологии кельтских народов. Группы саг древнеирландского эпоса. Своеобразие формы и содержания саг.
6. Основные циклы саг, их культурно-историческая основа.
7. Мифопоэтическая модель мира древнеирландского эпоса: происхождение мира, деление Ирландии на части, роль Миде и Тары, сказания о сидах. Пантеон: Луг, Огме, Мананнан, Морриган. Племена богини Дану и сказания о первопредках.
8. Сакральная роль литературного творчества. Соотношение прозы и стихотворных вставок в сагах (на основе саги «Похищение быков из Куальнге»).
9. Сюжетная основа «Уладского цикла». Образы Конхобара и Кухулина.
Список обязательных терминов и понятий:
космогонические мифы, демиург, культурный герой, время мифическое, пространство мифологическое, сакральный, профанный, мифопоэтическая модель мира, скела
Конспект: Мелетинский Е.М. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МИФА, МИФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ЕГО «ПАРАДИГМЫ» // Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/
Литература:
Основная:
Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999.
Бондаренко Г. В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003.
Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. -М., 2001.
Иванов В. В. Происхождение имени Кухулина. // Проблемы сравнительной филологии, М. - Л., 1964, с. 451—461.
Смирнов А. А. Кельтские литературы.//Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы, М.: Л., 1965.
Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984.
Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.
Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 (1) с.:
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1988.
Кендрик Т. Д. Друиды. – СПб., 2007.
Леру Ф. Друиды. - СПб., 2001.
Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.
Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.
Литература
1. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1975 (БВЛ).
2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. (БВЛ)
Основная:
1. Аэурбах Э. Роланда назначают вождем арьергарда франков //Ауэрбах Э. Мимесис. - М., 1976. С. 111-136.
2. Бахтин М. М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа) //infolio. Электронная библиотека.
3. Гуревич А. Я. Хронотоп «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.
4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - М. -Л., 1962.
5. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995.
6. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XY веков. – М., 1986.
7. Смирнов А. А. Кто был автором «Песни о Роланде»?// Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. - М. -Л., 1965. - С. 67-76.
8. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. - М., 1984.
Дополнительная:
1. Смирнов А. А. Испанский народный эпос и поэма о Сиде // Культура Испании. - М., 1940.
2. Типология народного эпоса. - М., 1975.
3. Томашевский Н. Б. Героические сказания Франции и Испании.//Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. - М., 1965. С. 5-24.
4. Практические занятия по зарубежной литературе. - М., 1985. - С. 58-66.
5. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. - М., 1973. - С. 16-33.
Практическое занятие 5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла».
Вопросы для обсуждения:
1. Рыцарство как культурная элита Средневековья. Быт и нравы рыцарского сословия.
2. Концепция идеального рыцаря. Место любви и красоты в жизни рыцаря.
3. Основные центры рыцарской культуры.
4. Рыцарский роман. Источники происхождения рыцарского романа. Роль кельтского эпоса в генезисе рыцарского романа (хроники Гальфрида Монмутского. и Роберта Васа).
5. Античный цикл рыцарских романов. «Александрия» Л. Де Тора и А. де Берне. Романы «античного цикла» как преамбула к собственно рыцарским.
6. Программа воспитания идеального рыцаря.
7. Формы фантастического в романе.
8. Романы артуровского цикла.
9. Творчество К. де Труа.
10. Понятие авантюры.
11. Пять романов Кретьена - пять концепций: любви и супружества, любви и подвига, идеала куртуазного рыцаря, любви и веры.
12. Новаторство романов Кретьена.
13. Психологизм в романе «Эрек и Энида».
14. Художественное мастерство Кретьена в романе «Ивэйн, или Рыцарь Льва».
15. Проблемность романов Кретьена. Элементы пародии в поздних романах Кретьена.
16. Два способа циклизации рыцарских романов. Легенды о святом Граале - вторая идейно-художественная основа для циклизации рыцарских романов и альтернатива артуровскому мифу.
Список обязательных терминов и понятий:трубадур, куртуазный, семь рыцарских добродетелей, роман, авантюра, идиллия, коллизия, саморазвитие характера
- Конспект:Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Истоки рыцарского романа.Французский рыцарский роман// История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С.548—562.http://svr-lit.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/rycarskij-roman.htm
Литература:
Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.
Дополнительная:
Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983.
Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976.
Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М., 1993.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963.
Кретьен де Труа. Ивэйн, или рыцарь со львом Сокращенный перевод со старофранцузского В.Микушевича//http://lib.ru/INOOLD/DETRUA/ivane.txt
Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М., 1984.
Средневековый роман и повесть. – М., 1974.
Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980.
Две старофранцузские повести. Мул без узды. Окассен и Николет. – М., 1956.
Практическое занятие 7. Контрольная работа по Разделу 1 «Литература Средневековья»
Вопросы для обсуждения:
1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.
2. Германо-скандинавская мифология. «Старшая Эдда»
3. «Беовульф» как памятник архаического средневекового эпоса.
4. Героический эпос периода Зрелого Средневековья. «Песнь о Роланде» в системе типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья.
5. Куртуазная литература: Романы «артуровского цикла»
Литература:
Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб пособие. Практикум. – М., 2011.
Практическое занятие 8. «Божественная Комедия» Данте Алигьери как единое художественное целое
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки Ренессанса в Италии. Эпоха Дученто. Италия в начале XIII века. Города-коммуны.
2. Данте и Флоренция. Поэзия «сладостного нового стиля». Сонет и канцона как ведущие жанры итальянской лирики Дученто.
3. Особенности мировоззрения Данте.
4. Жанровое своеобразие «Новой жизни». Автобиографическое и общечеловеческое. «Новая жизнь» и «Пир» - как лирический и философский пролог к «Божественной комедии» - главному творению Данте.
5. «Божественная комедия» - проблема названия и жанра.
6. Принцип композиционного единства «Комедии», ее числовая и цветовая символика, образ автора - основа целостности произведения, три лика автора.
7. Особенности симметрии «Божественной комедии» Данте.
8. Строфа и стиль.
9. Концепция греховного и святого в «Божественной комедии», этические принципы Данте.
10. Человек - главный герой «Божественной комедии». Гуманистический идеал Данте. Концепция человека в «Божественной комедии»: образы человека в «Комедии» (грешники в аду, праведники в раю), ведущий принцип создания образов грешников; концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха.
11. Три плана повествования, три уровня смысла.
12. Значение «Божественной Комедии» в истории мировой литературы.
Список обязательных терминов и понятий:предгуманизм, пополаны, комедия, терцина, сонет, поэзия «нового сладостного стиля», концепция человека
Литература
1. Данте Алигъери. Новая жизнь. Божественная комедия. - М., 1967. (БВЛ) (пер. М. Л. Лозинского). 2. Данте. Малые произведения. - М., 1968. 3. Данте. Божественная комедия. - М., 1968. (ЛП) 4. Данте Алигьери. Божественная комедия. (пер. А. Илюшина). – М., 2000. (ШБ).
Андреев М. Л. Данте. //История литераутры Италии. В 3 т. Т. 1. «Средние века». – М., 2000. С. 307-367. 2. Ауэрбах Э. Фарината и Кавальканти.// Ауэрбах Э. Мимесис. –М., 1976. С. 182-211. 3. Баткин А. Данте и его время. Поэт и политика. - М., 1965. 4. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. - М., 1971. 5. Дживелегов А. К. Начало итальянского Возрождения // Работа размещена на сайте: http://svr-lit.niv.ru/. 6. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. – М., 1990. 7. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1990. -Т. 2. - С. 214-256.
Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск, 1989. 2. Елина Н. Г. Данте. Критико-биографический очерк. - М., 1965.
Илюшин А. Данте. - М., 1990. 4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.
Штайн К. Э. Язык. Поэзия. Гармония. - Ставрополь, 1989. 6. Шубников А. Б., Копщик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1972.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Литература
Боккаччо Дж. Декамерон. - М., 1970. (БВЛ).
Дополнительные:
Боккаччо Дж. Малые произведения. - Л., 1975.
Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. - М., 1968.
Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. -М.,1990.
Смирнов А. А. Джованни Боккаччо. // Джовании Боккаччо. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. – М., 1968.
Холодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. - М., 1982.
Санктис Ф. де История итальянской литературы. В 2 т. – М. 1963. Т. 1.
Дживелегов А. К. Очерки итальянского Возрождения. – М., 1929.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Литература
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Любое издание.
Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля // Э. Ауэрбах. Мимесис. – М., 1976. С. 265-285.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965, 1994.
Смирнов А. А. Рабле и его роман // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. – М. -Л., 1965.
Шайтанов И. О. Ф. Рабле и гуманизм во Франции //Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. – М., 2001. С. 105-128.
Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. - М., 1964.
Пинский Л. Е. Смех Рабле // Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1981.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Литература
Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления. - М., 1962.(ЛП)
2. Мор Т. Утопия. - М., 1978.
3. Утопический роман XVI - XVII веков. - М., 1971. (БВЛ)
Русская литературная утопия. - М., 1976.
Баткин Л. М. Ренессанс и утопия // Из истории культуры средних веков и эпохи Возрождения. - М., 1976. - С. 222-244.
Зверев А. Когда пробьет последний час природы… (Антиутопия, ХХ век) – Вопросы литературы, 1989, № 1.
Осиновский И. Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. - М., 1978.
Чаликова В. А. Утопия и культура. – М., 1992.
Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли. – М., 2007.
Шестаков В. II. Понятие утопии. Современные концепции утопического // Вопросы философии, 1972, № 8.
Юрьева Л. М. Русская антиутопия в контексте мировой литератруы. - М., 2005.
Алексеев М. Л. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора. - М.. 1955.
Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. – М., 1992.
Геллер Р. Вселенная за пределами догмы. – Лондон, 1995.
Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия. – М., 1993.
Свентославский В. В. Каталог утопий. – Пг., 1923.
Свентоховский А. История утопий. – М., 1910.
Чаликова В. А. Утопия рождается из утопии. – Лондон, 1992.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Раздел 2. Литература Возрождения.
Практическое занятие 1. Мифология кельтских народов. Древнеирландский эпос.
Вопросы для обсуждения:
1. Миф как средство концептуализации мира. Специфика мифологического мышления. Категории мифов
2. Понятие мифопоэтической модели мира. Мифопоэтическая модель мира кельтских народов.
3. Космогонические и эсхатологические мифы кельтских народов.
4. Тотемические, антропогонические и героические мифы ирландцев.
5. Древнеирландский эпос как один из основных источников сведений о мифологии кельтских народов. Группы саг древнеирландского эпоса. Своеобразие формы и содержания саг.
6. Основные циклы саг, их культурно-историческая основа.
7. Мифопоэтическая модель мира древнеирландского эпоса: происхождение мира, деление Ирландии на части, роль Миде и Тары, сказания о сидах. Пантеон: Луг, Огме, Мананнан, Морриган. Племена богини Дану и сказания о первопредках.
8. Сакральная роль литературного творчества. Соотношение прозы и стихотворных вставок в сагах (на основе саги «Похищение быков из Куальнге»).
9. Сюжетная основа «Уладского цикла». Образы Конхобара и Кухулина.
Список обязательных терминов и понятий:
космогонические мифы, демиург, культурный герой, время мифическое, пространство мифологическое, сакральный, профанный, мифопоэтическая модель мира, скела
Конспект: Мелетинский Е.М. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МИФА, МИФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ЕГО «ПАРАДИГМЫ» // Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/
Литература:
Основная:
Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. – Саранск, 1999.
Бондаренко Г. В. Мифология пространства средневековой Ирландии. – М., 2003.
Гюйонварх К. -Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб. -М., 2001.
Иванов В. В. Происхождение имени Кухулина. // Проблемы сравнительной филологии, М. - Л., 1964, с. 451—461.
Смирнов А. А. Кельтские литературы.//Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы, М.: Л., 1965.
Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984.
Гринцер П. А. Эпос древнего мира // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.
Широкова Н. С. Мифы кельтских народов — М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. — 431 (1) с.:
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1988.
Кендрик Т. Д. Друиды. – СПб., 2007.
Леру Ф. Друиды. - СПб., 2001.
Кельтская мифология. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.
Мифология Британских островов. Энциклопедия. Мифы. Верования. Легенды. Божества. Герои. – М.,2003.