Занятие 3. Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась
1 Упражнение на выразительность движений и мимики.
2. Чтение сказки «Как утка лису вылечила» [17].
3. Упражнение на интонационную выразительность.
4. Повторное чтение сказки.
Педагог предлагает детям вспомнить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы и утки и изобразить этих героев, побуждая показать наиболее выразительный образ. После этого предлагает послушать историю о том, как утка лису вылечила (чтение сказки).
Вопросы к детям:
Как лиса решила поймать уточку?
Дети вместе с педагогом приходят к выводу, что для того, чтобы поймать уточку, лиса решила говорить ласковым и жалобным голосом, расхваливая уточку.
Затем детям предлагается, по желанию, голосом передать, как лиса расхваливает уточку.
Как уточка перехитрила лису?
Воспитатель предлагает детям передать голосом и движением образ утки, по желанию.
После этого педагог еще раз читает сказку, привлекая детей к хоровым высказываниям в ходе диалога между уточкой и лисой. Прощаясь с детьми, говорит, что со сказкой дети встретятся еще, и героями они уже будут сами.
Занятие 4. Хитрая уточка
1. Упражнение на выразительность движений.
2. Мимические этюды у зеркала.
Воспитатель встречает детей и просит вспомнить, с какими сказочными героями они познакомились на
прошлом занятии. Предлагает кому-нибудь самостоятельно изобразить любого персонажа сказки, а остальные попробуют догадаться, что это за герой.
Вопросы к детям:
Какое настроение было у лисы, когда она просила уточку вылечить ее?
Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу и изобразить грустное настроение, вместе с ними рассматривая, как меняется выражение лица, когда грустишь (брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены).
Какое настроение было у лисы, когда она показывала, как бегала раньше?
Идет аналогичная работа по рассматриванию эмоции радости (веселые глаза, приподнятые уголки рта и т.д.).
Затем детям предлагается, используя мимику и голос, передать грустное и радостное настроение.
Воспитатель хвалит детей за старание и просит проститься дважды: сначала грустно, а затем весело, отразив это в мимике и голосе.
Январь
Занятие 1. Как утка лису вылечила
1. Распределение ролей.
2. Определение игрового пространства.
3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила».
Воспитатель, встречая детей, говорит о том, что сегодня они вновь встретятся со сказкой «Как утка лису вылечила», чтобы побыть ее героями. Затем вносит элементы костюмов лисы и утки и предлагает распределить роли с помощью волшебной стрелочки. Дети встают в круг, один из них вытягивает руку вперед и кружится, а все хором говорят: «Стрелка, стрелка, покружись и вот здесь остановись!» После этого дети вместе с воспитателем определяют игровое пространство, расставляют декорации (елки, кусты) и атрибуты (голубую ткань), создавая картинку озера в лесу, надевают костюмы. Проводится драматизация сказки. Поскольку ролей мало, драматизация проводится несколько раз, чтобы удовлетворить желание детей.
По окончании педагог хвалит всех, вместе с детьми поощряя лучшее исполнение.
Под спокойную музыку декорации убираются, и дети прощаются со сказкой.
Занятие 2. Игровой урок
1. Этюды на выразительность движений.
2. Этюды на выражение основных эмоций.
Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (движений и мимики).
Разыгрывание этюдов:
1. «Изобрази жестом». Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий », « маленький », « там », « я », « до свидания », « здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
2. «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. Ребенок жестами отвечает.
3. «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»
4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.
5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.
Каждый этюд повторяется (в зависимости от желания детей). После этого педагог на ухо говорит одному из детей любое слово из первой игры. Ребенок изображает, а дети отгадывают, какое слово сказал взрослый.
По окончании занятия педагог хвалит детей за артистизм, исполнительские умения, и под спокойную музыку они покидают зал.
Занятие 3. Щенок спал около дивана,вдруг он услышал рядом «мяу»! 1. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал "мяу"?» [3].
2. Пантомимические этюды.
Педагог, встречая детей, предлагает им вновь отправиться в гости к сказке. Рассказывает сказку В. Сутеева «Кто сказал "Мяу"?». После этого дети по ходу беседы изображают каждого героя сказки, вместе с педагогом рассуждая об их характерных особенностях.
«Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т.д.
«Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т.д.
«Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.
«Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т.д.
«Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.
«Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.
«Лягушка» — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.
«Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.
По окончании занятия педагог поощряет детей за интересные находки, и дети покидают зал.