Занятие 1. Игры с бабушкой Забавой
1. Создание игровой мотивации.
2. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».
Педагог, встречая детей, говорит, что сегодня к ним обещала прийти
необычная гостья — бабушка Забава, которая любит играть и веселиться. Предлагает позвать бабушку Забаву словами:
Здравствуй, бабушка Забава,
В гости ждем тебя сюда!
Приходи к нам поиграть,
Веселиться, хохотать.
Т-с-с-с, тихо, тишина.
Может, бабушка пришла?
Дети ищут бабушку, находят перчаточную куклу, которую педагог надевает на руку и действует от ее имени.
Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает поиграть. Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече (подсказать детям, что у каждого есть свои особенности). Проводится игра «Диктор» (один ребенок, по желанию, описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают).
По окончании игры бабушка Забава интересуется, любят ли дети сказки. Предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои характерные особенности в движении, мимике, жестах, голосе, по которым их легко узнать: Лиса, лисонька-лиса, Шубка очень хороша! Рыжий хвост, хитры глаза, — Люблю курочек — да-да!
Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Дети изображают разных персонажей. После этого бабушка Забава хвалит детей за умение и прощается, обещая еще прийти в гости к ребятам.
Занятие 2. Колобок наш удалой
1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок — колючий бок» [11] с показом настольного театра.
2. Вопросы по содержанию.
3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Педагог встречает детей словами:
Тише, детки, проходите!
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем,
И расскажем, и покажем.
Сказка эта — «Колобок»!
Знаете ее?.. Молчок!
Колобок наш удалой,
Но не тот, что был, — другой!
Колобок наш, Колобок,
Колобок — колючий бок!
Используя персонажей к сказке «Колобок — колючий бок» (деда, бабку, ежа, медведя, зайца, лису), педагог показывает и рассказывает сказку. Вопросы к детям: Про кого эта сказка? Каких еще героев запомнили? Кто больше понравился и почему? После этого педагог и дети рассматривают картинки, на которых изображены герои сказки, отмечая характерные особенности каждого (их голос, движения и т.д.).
По окончании он напоминает, что сегодня дети слушали и смотрели сказку «Колобок — колючий бок»: Вы скажите мне, друзья, Понравилась вам сказка?.. (Да.)
Со сказкой жалко нам прощаться,
С колобочком расставаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости звать:
Сказка, сказка, приходи,
Будут рады малыши!
Занятие 3. Колобок не тот, а другой
1. Отгадывание загадок с изображением их героев.
2. Показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей).
Педагог встречает детей словами:
Загадаю вам загадки.
Ну, попробуй отгадать...
Если верные отгадки,
Сказка к нам придет опять!
Очень добрая она,
Все прощает всем всегда.
По сусекам помела,
Деду что-то испекла. (Баба.)
Он усталый, молчаливый,
Иногда слегка ворчливый,
Ходит с длинной бородой,
Старый, кто это такой? (Дед.)
Круглый да удаленький,
Росточком очень маленький.
Бегут по дорожке коротенькие ножки. (Еж или Колобок.)
Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосет лапу? (Медведь.)
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц.)
Пушистый хвост, рыжий мех,
Ступает мягко, хитрее всех!
Голосом ласковым говорит она,
Что за красавица эта? (Лиса.)
После каждой отгадки педагог предлагает детям изобразить того или иного героя, напоминая, что движения и жесты помогают отразить их характерные особенности. Затем говорит о том, что дети вновь встретились со знакомыми героями, а значит, и со сказкой, в которой они живут. Какой?
Далее педагог, используя настольный театр, еще раз показывает и рассказывает сказку «Колобок — колючий бок», привлекая детей к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями.
По окончании воспитатель говорит, что сказке очень понравилось в гостях у ребят, и в следующий раз она обязательно придет к ним опять.