Занятие 2. Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я
Маханёва М. Д.
Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений
М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
Средняя группа
Сентябрь
Занятие 1. Вводное
1. Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году.
2. Знакомство с новыми детьми.
Воспитатель приглашает детей в театральный зал. Вместе с ними рассматривает его, обращая внимание на сцену, ширму для кукольного театра, игрушки и др. Спрашивает о том, чем занимались здесь ребята в прошлом году (разыгрыванием сказок). Рассаживает детей полукругом и проводит игру «Назови свое имя» (в группе могут быть новые дети, поэтому таким образом они вспоминают друг друга или знакомятся вновь). После этого воспитатель предлагает детям встать в круг и, бросая каждому мяч, называет его по имени. Игра повторяется по желанию детей 2—3 раза, но вместо педагога мяч бросает ребенок. По окончании игры воспитатель подчеркивает, что имена детей разные, но все они красивые и звучные.
Далее педагог говорит о том, что за год дети подружились, узнали друг друга, и проводит игру «Радио». Вместе с детьми выясняет, что человека, который говорит по радио, называют диктором. Объясняет правила игры (диктор будет описывать кого-нибудь из ребят, остальные — угадывать) и начинает ее, показывая пример описания. После того как дети называют девочку или мальчика из группы, выбирается новый диктор с помощью считалки. По окончании игры педагог поощряет детей за внимание и старание, и под спокойную музыку дети покидают зал.
Занятие 2. Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я
1. Беседа с детьми.
2. Ряжение в костюмы.
3. Имитационные этюды.
Педагог, встречая детей, обращает внимание на то, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек — другие прически и т.д. Неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.
Затем беседует с детьми, задавая вопросы:
Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (По лицу, голосу, одежде и т.д.)
Педагог, продолжая беседу, рассказывает о том, что артисты изменяют себя, чтобы быть похожими на героя, которого они изображают. Спрашивает:
Как можно артисту изменить себя? (Нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения и т.д.)
Далее, предлагая детям превратиться в артистов, проводит игру «Измени голос». (Дети приветствуют друг друга от имени любого сказочного персонажа, которого они придумают: от имени лисы, зайца, волка и т.д.)
После этого воспитатель предлагает детям надеть, по желанию, костюмы и рассказать, на кого они стали похожи (костюмов должно быть больше, чем детей). Педагог помогает детям изобразить того героя, костюм которого они выбрали (через выразительные движения, мимику, голос).
По окончании воспитатель хвалит детей за артистизм и приглашает их к себе в гости в следующий раз.
Занятие 3. Пойми меня
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа.
3. Игровые упражнения.
Педагог, встречая детей, загадывает загадки:
1. Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка — Белый бок. (Заяц.)
2. Много иголок,
И все без ниток. (Еж.)
3. Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает. (Собака.)
4. Что за девица-краса!
Шубка очень хороша!
Хитрые глазки, пушистый хвост,
Ступает мягко, ласково поет. (Лиса.)
Вопрос к детям:
Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца, собаку и т.д.?
После ответов воспитатель подчеркивает, что у каждого животного есть свои характерные особенности и их можно изобразить. Просит детей уточнить, какие, например, у зайца уши, у лисы — глаза и т.д.
Затем дети имитируют характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы. Педагог помогает найти наиболее выразительные особенности каждого героя.
По окончании воспитатель говорит о том, что изобразить можно не только животных, но и предметы (например, поезд, машину, дерево и т.д.). Предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и их изобразить.
В заключение педагог хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство.
Занятие 4. Язык жестов
1. Игра «Где мы были, мы не скажем».
2. Беседа с детьми.
3. Подвижная игра «Смелые мышки».
Педагог встречает детей в театральном зале и предлагает поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем». Водящий, которого выбирают сами дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем» (если животное) и т.д. Во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
По окончании игры воспитатель говорит о том, что изобразить кого-то или что-то ребятам помогали жесты (определенные движения) и мимика (выражение лица). Артистам исполнять выразительно роли тоже помогают жесты, мимика. После этого проводится подвижная игра «Смелые мышки». Сначала дети слушают стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон...
Убежали мышки вон!
Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику- Игра проводится 2—3 раза. По окончании воспитатель отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, хвалит детей за их старание.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Занятие 1. Лучшие друзья
1. Подготовка к драматизации сказки.
2. Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Педагог встречает детей и показывает им игрушки (зайца, ежа, бабочку, белку, лису). Просит вспом
нить, герои какой сказки сегодня пришли к ребятам. Дети вместе с педагогом еще раз разбирают характерные особенности каждого героя, по желанию, проигрывают диалоги. Затем определяют игровое пространство, размещают декорации и атрибуты к сказке. Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены или герои сказки, или зрители. Сразу же обговаривается, что каждый будет играть ту роль, которая предлагается карточкой.
Проводится драматизация. По окончании педагог хвалит детей, вместе с ними оценивая наиболее удачное исполнение ролей. Если хватает времени, то можно игру-драматизацию повторить, вновь распределив карточки.
Занятие 2. Вот как я умею
1. Игра «Что я умею».
2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я
Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею...» Дети, передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру начинает взрослый (например: «Я умею веселиться», «Я умею...» и т.д.). Далее педагог знакомит детей с историей, в которой козленок и щенок рассказывали друг другу о том, что они умеют делать:
— Ты кто?
— Щенок.
— А я козел! Гляди как я умею: скок!
— И я могу, — сказал щенок.
— А я по травке побегу! Щенок сказал:
— И я могу!
— А хочешь, я об стенку лбом? Гляди, как я умею — бом!
— Не мудрено, и я бы мог, Да не хочу, — сказал щенок.
После чтения стихотворения воспитатель и дети отмечают наиболее характерные черты щенка и козлика и изображают их в движениях. Затем предлагается выбрать пару, и дети пытаются передать голоса персонажей, меняясь по ходу действия ролями. После того как дети поупражнялись, педагог читает стихотворение еще раз и предлагает детям инсценировать его, объясняя, что выразительность роли зависит от мимики, движений, голоса. Инсценировка повторяется 2—3 раза.
По окончании педагог поощряет детей за исполнительское умение, и дети покидают зал.
Занятие 4. Хитрая уточка
1. Упражнение на выразительность движений.
2. Мимические этюды у зеркала.
Воспитатель встречает детей и просит вспомнить, с какими сказочными героями они познакомились на
прошлом занятии. Предлагает кому-нибудь самостоятельно изобразить любого персонажа сказки, а остальные попробуют догадаться, что это за герой.
Вопросы к детям:
Какое настроение было у лисы, когда она просила уточку вылечить ее?
Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу и изобразить грустное настроение, вместе с ними рассматривая, как меняется выражение лица, когда грустишь (брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены).
Какое настроение было у лисы, когда она показывала, как бегала раньше?
Идет аналогичная работа по рассматриванию эмоции радости (веселые глаза, приподнятые уголки рта и т.д.).
Затем детям предлагается, используя мимику и голос, передать грустное и радостное настроение.
Воспитатель хвалит детей за старание и просит проститься дважды: сначала грустно, а затем весело, отразив это в мимике и голосе.
Январь
Занятие 2. Игровой урок
1. Этюды на выразительность движений.
2. Этюды на выражение основных эмоций.
Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (движений и мимики).
Разыгрывание этюдов:
1. «Изобрази жестом». Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий », « маленький », « там », « я », « до свидания », « здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
2. «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. Ребенок жестами отвечает.
3. «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!»
4. «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.
5. «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.
Каждый этюд повторяется (в зависимости от желания детей). После этого педагог на ухо говорит одному из детей любое слово из первой игры. Ребенок изображает, а дети отгадывают, какое слово сказал взрослый.
По окончании занятия педагог хвалит детей за артистизм, исполнительские умения, и под спокойную музыку они покидают зал.
Занятие 3. Щенок спал около дивана,вдруг он услышал рядом «мяу»! 1. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал "мяу"?» [3].
2. Пантомимические этюды.
Педагог, встречая детей, предлагает им вновь отправиться в гости к сказке. Рассказывает сказку В. Сутеева «Кто сказал "Мяу"?». После этого дети по ходу беседы изображают каждого героя сказки, вместе с педагогом рассуждая об их характерных особенностях.
«Озорной щенок» — исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и т.д.
«Щенок ищет» — заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается и т.д.
«Гордый петушок» — идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.
«Пугливый мышонок» — сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки и т.д.
«Злая собачка» — с широко открытыми глазами, зло лает, рычит.
«Пчела» — с широко открытыми глазами, жужжит.
«Лягушка» — с растопыренными лапками, неторопливо прыгает и квакает.
«Озорная кошка» — глаза бегают, спинка изогнута, шипит, фыркает.
По окончании занятия педагог поощряет детей за интересные находки, и дети покидают зал.
Февраль
Занятие 1. Не вы ли "мяу-мяу" говорили?
1. Упражнения в интонировании диалогов.
2. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
Педагог встречает детей словами:
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали,
Сказка в гости уж пришла,
Сказка ждет вас, детвора!
Просит напомнить, какую сказку дети ждали в гости и кто ее герои. Далее предлагает детям разыграть диалоги из сказки «Кто сказал "Мяу"?» между щенком и петухом, щенком и лягушкой, щенком и собакой и т.д. В ходе диалогов побуждает голосом и движениями выразительно передавать образ героев.
Затем проводится игра «Угадай, кого встретил щенок?». Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, так как одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.
По окончании занятия педагог поощряет детей за исполнительское умение, и дети покидают зал.
Март
Занятие 1. Чтоб друзей возвратить,
решил мышонок вежливым быть
1. Чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию сказки.
3. Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и радости).
Педагог встречает детей и предлагает послушать стихотворение:
Если с другом был невежлив, Ты пойди и помирись, Ты не дуйся и не хмурься, Если надо, извинись. И тогда вокруг все ярче И светлее станет вдруг, Потому что снова рядом Будет настоящий друг!
Вопросы к детям:
Какого героя и из какой сказки напомнило это стихотворение?
Каких еще героев из сказки вы запомнили?
Какое настроение было у мышонка, когда с ним никто не захотел дружить?
Какое настроение стало потом, когда он вновь обрел друзей?
Педагог предлагает изобразить, глядя в зеркало, грустное и веселое настроение. Дети, рассматривая свое отражение, рассуждают о том, как изменяется лицо, когда мы грустим или радуемся.
Затем воспитатель предлагает детям, по желанию, разыграть некоторые отрывки из «Сказки о невоспитанном мышонке», рассуждая о возможных действиях героев, чертах их характера.
Разыгрывание этюдов:
1. «Невоспитанный мышонок» — идет по лесу; с ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
2. «Мышонок хочет играть с друзьями» — подбегает, а друзья отворачиваются от него.
3. «Диалог Маши и мышонка».
4. «Мышонок мирится с друзьями» — подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.
5. «Диалог мышонка и лесной птицы».
В ходе работы над этюдами и диалогами воспитатель побуждает детей добиваться выразительности образов с помощью мимики, жестов, голоса, предоставляет возможность самостоятельно выбрать и выразительно показать того или иного героя.
По окончании занятия воспитатель хвалит детей за исполнительское умение, предлагает поощрить старания громкими аплодисментами, после чего дети уходят.
Занятие 3. Упрямые ежата
1. Сюрпризный момент.
2. Рассказывание истории про двух ежей.
3. Беседа.
4. Придумывание окончания истории детьми и показ на ширме.
Педагог встречает детей и загадывает загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Еж.)
Спрашивает у детей, как они догадались, что это еж, по каким признакам.
После этого он показывает двух ежей из пальчикового театра и рассказывает, какая история произошла с ними:
Два ежа шли по дороге и нашли яблоко.
— Вот это яблоко! — удивились ежата.
Затем один ежик говорит: 67
— По-моему, это яблоко сладкое, посмотри, какое оно большое!
— А я думаю, что оно кислое, ведь большое яблоко может быть кислым, потому что оно зеленое.
Ежата начали спорить, какое на вкус яблоко.
Вопросы к детям:
Что происходит с ежатами?
Как изменяется лицо, когда споришь?
Педагог предлагает детям изобразить спорящих ежат перед зеркалом. Дети, разглядывая себя в зеркале, рассуждают, как изменяется лицо в споре.
Что может произойти с ежатами, если они вовремя не прекратят спор?
Педагог предлагает детям придумать окончание сказки про ежат и, используя ширму и персонажей пальчикового театра, показать свою сказку.
Дети объединяются в пары по желанию, какое-то время общаются, придумывают сказку, предварительно проговаривая ее. Педагог помогает детям, которые в этом нуждаются. Затем каждая пара (по желанию) показывает свою сказку.
В заключение дети вместе с воспитателем отмечают наиболее интересные истории. В награду звучат аплодисменты, и дети уходят из зала.
Занятие 4. Вот так яблоко!
1. Игра на выразительность мимики.
2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко» [12].
3. Беседа по содержанию.
4. Слушание музыкальных фрагментов.
5. Имитационные упражнения.
Педагог встречает детей и показывает им красивое яблоко (муляж). Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводится игра «Изобрази вкус яблока». Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
После этого детям предлагается послушать сказку В. Сутеева «Яблоко».
Вопросы к детям:
Почему звери не могли договориться между собой?
Как разрешил спор медведь?
А как бы вы помогли зверюшкам?
Затем воспитатель предлагает детям прослушать музыкальные фрагменты и попробовать догадаться, кому из героев соответствует проигранная музыка: «Заинька», «Медведь», «Пляска» (муз. Е. Тиличеевой).
После этого дети изображают пантомимически героев сказки: зайца, ворону, ежа, медведя, каждый по- своему находя образные движения, мимику, жесты.
По окончании педагог говорит детям о том, что путешествие в сказку В. Сутеева «Яблоко» только началось и в следующий раз ребята вновь встретятся с ней. Звучит музыка, и дети уходят.
Апрель
Занятие 1. Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить
1. Музыкальная загадка.
2. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко».
3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Педагог встречает детей под музыку («Пляска», муз. Е. Тиличеевой). Просит догадаться, какую сказку эта музыка напоминает и кто ее герои. Затем дети вместе с педагогом отмечают наиболее характерные особенности зайца, ежа, медведя (например, движения быстрые, легкие, голос звонкий, нетерпеливый и т.д.), прослеживают, как меняется настроение героев в разные моменты сказки (например, в начале сказки у зайца радостное настроение, так как он нашел яблоко; затем сердитое, потому что звери спорят и т.д.). Далее детям предлагается разыграть отрывки из сказки, интонацией, мимикой и движениями передавая образ героев.
Заяц — бежит по лесу, увидел яблоко, обрадовался, пытается достать, подпрыгивает, но ничего не получается.
Диалог зайца и вороны.
Спор зайца, ежа и вороны.
Медведь — движения тяжелые, неуклюжие, медленные.
Разговор медведя с героями.
Отрывки из сказки могут разыгрываться несколько раз, чтобы дети могли превратиться в разных героев.
По окончании занятия педагог хвалит детей за талант, фантазию, и дети уходят из зала.
Занятие 2. Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!
1. Сюрпризный момент.
2. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол.
3. Пантомимическая игра «Пойми меня».
Педагог встречает детей и показывает им персонажей перчаточного театра: зайца, ежа, ворону, медведя. Просит догадаться, из какой сказки они пришли к ребятам. После того как дети отгадали, предлагает рассказать эту сказку, используя кукольных персонажей. Дети, по желанию, выбирают роли и показывают сказку В. Сутеева «Яблоко» (по желанию детей, можно повторить пересказ еще раз, чтобы дети лучше запомнили сказку). Педагог помогает детям, если они нуждаются в этом, побуждая более выразительно вести диалог, голосом передавая образ героя. Затем проводится игра «Пойми меня». Детям дается задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева «Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем каждый изображает своего героя, а дети отгадывают, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.
По окончании занятия воспитатель говорит, что в следующий раз сказка вновь придет к ребятам, только героями будут уже сами дети.
Звучит «Пляска» Е. Тиличеевой, и дети уходят.
Май
Занятие 4. Итоговое
1, Вступительное слово педагога.
2. Отгадывание загадок.
3. Драматизация сказок детьми и родителями (по желанию).
4. Веселая пляска.
Педагог встречает детей вместе с родителями, рассаживает их так, чтобы всем было удобно. Говорит о том, что подошел к концу еще один учебный год, впереди лето и все встретятся только осенью. Сказки будут очень скучать по ребятам, и чтобы им было не очень грустно, нужно порадовать их своим умением, исполнительским мастерством. Далее говорит:
Загадаю вам, ребята, загадки, Попробуйте их отгадать, Если верными будут отгадки, К вам сказки вернуться опять.
В какой сказке живут эти герои?
Бабушка, дедушка, волк, еж, медведь, лиса — «Колобок — колючий бок».
Мышонок, Маша, белки, зайцы, лесная птица — «Сказка о невоспитанном мышонке».
Заяц, ворона, еж, медведь? — «Яблоко».
Щенок, кошка, петух, лягушка, пчела, собака? —- «Кто сказал — "Мяу"?».
Муравей, воробей, бабочка, лягушка, заяц, лиса, мышь? — «Под грибом».
После этого дети, по желанию, разыгрывают сказки (или отрывки из них), предварительно наряжаясь в костюмы (или элементы костюмов, которых должно быть в достатке). Воспитатель вместе с родителями помогает ребятам в расстановке декораций, атрибутов, а также в разыгрывании отдельных сказок (по желанию детей).
По окончании итогового занятия педагог хвалит всех за исполнительское умение, талант, старание, говорит, что сказки тоже очень рады за ребят, и предлагает детям попрощаться с ними словами: Сказки, нас не забывайте, Осенью всех в гости приглашайте!
Маханёва М. Д.
Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений
М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
Средняя группа
Сентябрь
Занятие 1. Вводное
1. Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году.
2. Знакомство с новыми детьми.
Воспитатель приглашает детей в театральный зал. Вместе с ними рассматривает его, обращая внимание на сцену, ширму для кукольного театра, игрушки и др. Спрашивает о том, чем занимались здесь ребята в прошлом году (разыгрыванием сказок). Рассаживает детей полукругом и проводит игру «Назови свое имя» (в группе могут быть новые дети, поэтому таким образом они вспоминают друг друга или знакомятся вновь). После этого воспитатель предлагает детям встать в круг и, бросая каждому мяч, называет его по имени. Игра повторяется по желанию детей 2—3 раза, но вместо педагога мяч бросает ребенок. По окончании игры воспитатель подчеркивает, что имена детей разные, но все они красивые и звучные.
Далее педагог говорит о том, что за год дети подружились, узнали друг друга, и проводит игру «Радио». Вместе с детьми выясняет, что человека, который говорит по радио, называют диктором. Объясняет правила игры (диктор будет описывать кого-нибудь из ребят, остальные — угадывать) и начинает ее, показывая пример описания. После того как дети называют девочку или мальчика из группы, выбирается новый диктор с помощью считалки. По окончании игры педагог поощряет детей за внимание и старание, и под спокойную музыку дети покидают зал.
Занятие 2. Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я
1. Беседа с детьми.
2. Ряжение в костюмы.
3. Имитационные этюды.
Педагог, встречая детей, обращает внимание на то, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек — другие прически и т.д. Неизменными остались лишь улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.
Затем беседует с детьми, задавая вопросы:
Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (По лицу, голосу, одежде и т.д.)
Педагог, продолжая беседу, рассказывает о том, что артисты изменяют себя, чтобы быть похожими на героя, которого они изображают. Спрашивает:
Как можно артисту изменить себя? (Нарядиться в костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения и т.д.)
Далее, предлагая детям превратиться в артистов, проводит игру «Измени голос». (Дети приветствуют друг друга от имени любого сказочного персонажа, которого они придумают: от имени лисы, зайца, волка и т.д.)
После этого воспитатель предлагает детям надеть, по желанию, костюмы и рассказать, на кого они стали похожи (костюмов должно быть больше, чем детей). Педагог помогает детям изобразить того героя, костюм которого они выбрали (через выразительные движения, мимику, голос).
По окончании воспитатель хвалит детей за артистизм и приглашает их к себе в гости в следующий раз.
Занятие 3. Пойми меня
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа.
3. Игровые упражнения.
Педагог, встречая детей, загадывает загадки:
1. Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка — Белый бок. (Заяц.)
2. Много иголок,
И все без ниток. (Еж.)
3. Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает. (Собака.)
4. Что за девица-краса!
Шубка очень хороша!
Хитрые глазки, пушистый хвост,
Ступает мягко, ласково поет. (Лиса.)
Вопрос к детям:
Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца, собаку и т.д.?
После ответов воспитатель подчеркивает, что у каждого животного есть свои характерные особенности и их можно изобразить. Просит детей уточнить, какие, например, у зайца уши, у лисы — глаза и т.д.
Затем дети имитируют характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы. Педагог помогает найти наиболее выразительные особенности каждого героя.
По окончании воспитатель говорит о том, что изобразить можно не только животных, но и предметы (например, поезд, машину, дерево и т.д.). Предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и их изобразить.
В заключение педагог хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство.
Занятие 4. Язык жестов
1. Игра «Где мы были, мы не скажем».
2. Беседа с детьми.
3. Подвижная игра «Смелые мышки».
Педагог встречает детей в театральном зале и предлагает поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем». Водящий, которого выбирают сами дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем» (если животное) и т.д. Во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
По окончании игры воспитатель говорит о том, что изобразить кого-то или что-то ребятам помогали жесты (определенные движения) и мимика (выражение лица). Артистам исполнять выразительно роли тоже помогают жесты, мимика. После этого проводится подвижная игра «Смелые мышки». Сначала дети слушают стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон...
Убежали мышки вон!
Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику- Игра проводится 2—3 раза. По окончании воспитатель отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, хвалит детей за их старание.
Октябрь