Общее понятие о научном стиле речи.

Общее понятие о научном стиле речи.Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. В научной речи доминирует функция сообщения, говорится о результат их исследовательской деятельности. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. В научной речи имеет место предварительный отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др.

В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей. Ведущей формой речи в области науки является письменная, и обычно мышление выражается в суждениях и умозаключениях, следующих друг за другом в строгой логической последовательности. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство. Окончательная кристаллизация научных положений осуществляется через тщательное внешнее языковое воплощение.

Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах
Общее понятие о научном стиле речи. - student2.ru Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под "устность": диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют - телеинтервью.
Общее понятие о научном стиле речи. - student2.ru Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Тема текста

Тема текста – предмет обсуждения в тексте, номинативно выраженное содержательное ядро целого текста, сопоставимое с авторским замыслом в целом. Сохраняет свое единство на протяжении текста, обеспечивая его целостность. В совокупности со своим смысловым предикатом Т. т. образует тезис целого текста: выражение его основной мысли. В крупном тексте Т. т. делится на подтемы и субподтемы, отражающие содержание относительно самостоятельных частей целого текста, так что категория

Т. образует иерархическую интеллектуальную структуру.

Т. отражает затекстовую реальность и является функц.-семантической категорией, не имеющей аналога в языке (не путать стемой как термином актуального членения предложения). Тема семантически конкретна в каждом отдельном тексте, хотя в зависимости от повторяемости ситуаций общения и встречаемости в большом количестве текстов выделяются типичные темы. Обобщенную семантику Т. т. можно сформулировать лишь абстрактно: "предмет речи целого текста".

Роль смыслового ядра речевого произведения для Т. т. обеспечивается семантическим повтором. Единицы с повторяющейся семой (слова разной частеречной принадлежности и номинативные словосочетания) создают тематическую сетку, или тематическое поле текста. Для тематического поля важно именно наличие семантической общности составляющих его единиц, семантические связи между единицами внутри поля могут быть различными (референтная общность, синонимия, гипонимия, морфологическая и семантическая общность и т.д.). Наиболее частотная сема, имеющая наибольшее количество семантических связей в тексте и выделенная в нем композиционно, будет (с помощью соответствующего слова) выразителем темы целого текста.

Наиболее важны в тематическом поле непосредственные наименования предмета речи – предметные (в отличие от признаковых и от событийных ) номинации. В тексте они связаны между собой отношениями функц.-текстового тождества и могут идентифицироваться друг через друга. Цепочка таких наименований, проходящая через весь текст и содержащая в себе представление предмета речи, – это основная тематическая цепочка текста. Как правило, она сопровождается дополнительными, в которых номинируется нечто связанное с предметом речи (признак, часть, функция и т.д.), а имя основной Т. используется в зависимой позиции.

Наши рекомендации