Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
- Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе.
- Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия.
- Творческая эволюция С. Есенина.
- Поэтическое новаторство В. Маяковского.
- Поэзия Б. Пастернака. Богатство идей и образов.
- Повесть А. Платонова «Котлован». Поиски смысла общего и отдельного существования
- «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Судьба народа и судьба человека в революционную эпоху.
- Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте мировой художественной литературы.
- Тема «маленького человека» в творчестве М. Зощенко (юмористические рассказы и «Сентиментальные повести»)
- «Лето Господне» И. Шмелева и тема утраты и возвращения православной России
- Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина» и проблема дара в творчестве писателя.
- «Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
- Мастерство В. Шукшина - новеллиста. «История души» русского крестьянина как основная тема творчества писателя.
- Философская проза В. Распутина. Драматическая судьба России в творчестве художника («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»)
ЗАНЯТИЕ № 1
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
1. Время и история создания пьесы. «На дне» как социально-философская драма. Тема дна. Образы ночлежников, их «правда».
2. Спор о человеке в пьесе. Тема правды и лжи. Сложность образа Луки. Современное истолкование этого образа.
3. Образ Сатина, его философия. Является ли он антагонистом Луки?
4. Авторская позиция. Смысл финала пьесы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Басинский П. Горький. – М., 2005.
2. Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.
3. Гачев Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М., 1992.
4. Спиридонова Л.М. М. Горький: диалог с историей. – М., 1994.
5. Ходасевич В. Горький // Октябрь. 1989. № 12.
ЗАНЯТИЕ № 2
Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе
- Причины обращения А. Н. Толстого к эпохе и личности Петра I. Концепция личности Петра I в рассказе «День Петра».
- Проблема «личности и эпохи» в романе. Идея исторической необходимости реформ Петра I. Образ Петра, его эволюция.
- Особенности изображения исторической эпохи в романе. Друзья Петра I и противники его реформ (Лефорт, Меньшиков, Бровкины, Буйносовы и др.). Женские образы в романе.
- Приемы создания характеров в романе. Язык и стиль романа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.
- Петелин В.И. Жизнь Алексея Толстого: Красный граф. – М., 2002.
- Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. – М., 1964.
- Крюкова A.M. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.
ЗАНЯТИЕ № 3
Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия
- Причины обращения Е. Замятина к новому жанру. Генезис и основные черты романа – антиутопии. Традиции русской и европейской литературы.
- Характеристика Единого Государства в романе. Критика американско-европейской цивилизации и любой формы тоталитаризма – основной замысел автора. Судьба искусства в Едином Государстве.
- Конфликт личности и государства в романе «Мы». Трагедия Д-503, ее причины. Образ 1-330.
- Черты экспрессионизма в романе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Замятин Е. Мы. Завтра. Я боюсь. О литературе, революции, энтропии и о прочем – М., 1988.
2. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... // Вопросы литературы. 1989. № 1.
3. Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. – М., 1989.
4. Сухих Игорь. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции // Звезда. 1999. №2.
5. Шайтанов И. Мастер. // Вопросы литературы. 1988. № 12.
6. Костылева И.А. Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (синтез реализма и экспрессионизма) // Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1994.
ЗАНЯТИЕ № 4
ЗАНЯТИЕ № 5
ЗАНЯТИЕ № 6
ЗАНЯТИЕ № 7
Повесть А. Платонова «Котлован».
ЗАНЯТИЕ № 8
«Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.
ЗАНЯТИЕ № 9
ЗАНЯТИЕ № 10
ЗАНЯТИЕ № 11
«Лето Господне» И. Шмелева
ЗАНЯТИЕ № 12
Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина»
Занятие №13
«Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
- Описание лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Портреты заключенных.
- Образ Ивана Денисовича Шухова. Черты автобиографичности. Внутренний мир героя, его нравственно-философские принципы. Традиции Л.Н. Толстого в изображении характера русского крестьянина. Иван Денисович и Платон Каратаев. Проблема подлинной и мнимой свободы.
- Образ рассказчика в произведении «Матренин двор» и тема возвращения к свободной жизни. Черты личности.
- Изображение русской деревни в рассказе.
- Характер и судьба Матрены Васильевны. Портрет героини. Ее отношение к миру. Национальное и индивидуальное в образе. Смысл финала.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Нива Ж. Солженицын. — М., 1991.
2. Сараскина Л. И. Александр Солженицын. — М.: Молодая гвардия, 2009.
3. Сарнов Б. Феномен Солженицына. — М.: Эксмо, 2012.
4. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.
5. Винокур Т. С новым годом, шестьдесят вторым (о стилистике «Одного дня Ивана Денисовича») // Вопросы литературы. 1991. №№ 11-12.
ЗАНЯТИЕ № 14
ЗАНЯТИЕ № 15
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
- Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе.
- Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия.
- Творческая эволюция С. Есенина.
- Поэтическое новаторство В. Маяковского.
- Поэзия Б. Пастернака. Богатство идей и образов.
- Повесть А. Платонова «Котлован». Поиски смысла общего и отдельного существования
- «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Судьба народа и судьба человека в революционную эпоху.
- Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте мировой художественной литературы.
- Тема «маленького человека» в творчестве М. Зощенко (юмористические рассказы и «Сентиментальные повести»)
- «Лето Господне» И. Шмелева и тема утраты и возвращения православной России
- Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина» и проблема дара в творчестве писателя.
- «Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
- Мастерство В. Шукшина - новеллиста. «История души» русского крестьянина как основная тема творчества писателя.
- Философская проза В. Распутина. Драматическая судьба России в творчестве художника («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»)
ЗАНЯТИЕ № 1
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
1. Время и история создания пьесы. «На дне» как социально-философская драма. Тема дна. Образы ночлежников, их «правда».
2. Спор о человеке в пьесе. Тема правды и лжи. Сложность образа Луки. Современное истолкование этого образа.
3. Образ Сатина, его философия. Является ли он антагонистом Луки?
4. Авторская позиция. Смысл финала пьесы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Басинский П. Горький. – М., 2005.
2. Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.
3. Гачев Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М., 1992.
4. Спиридонова Л.М. М. Горький: диалог с историей. – М., 1994.
5. Ходасевич В. Горький // Октябрь. 1989. № 12.
ЗАНЯТИЕ № 2