Литературный процесс 70-х – 80-х гг.
Литературный процесс 70-х – 80-х гг. характеризуется в основном творчеством Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Давыдова и многих др.
Городская проза 70-х гг.
Возникла в начале 70-х, первоначально в критике как противовес деревенской прозе и дополнение к ней.
Городская проза прежде всего связана с именем Ю. Трифонова. В конце 70-х появляется в критике понятие «прозы сорокалетних». Она обозначала произведения писателей примерно одно возраста, которые писали о городе. Эа проза по стилю, сюжетам, материалу отличалась от любой другой. Синоним – «Московская школа». Трифонов в первую очередь.
Его роман «Студент» принес Трифонову высокую государственную награду – сталинскую премию. В центре романа – повествование о процессе над космополитами в одном из ВУЗов Москвы. Дальнейшая судьба Трифонова – всю жизнь он преодолевал «комплекс студентов», т.е. всю жизнь переосмысливал роман; это поиск писательской этики художника. Сначала он его приводит к героическим и экзотическим сюжетам (роман «Утоление жажды» - преодоление сопротивления природы и среды, устойчивость творческой позиции).
В 1970 в журнале «Новый мир» опубликована повесть Трифонова «Обмен», в 1968 «Вера и Зойка». 60-е – 70-е – время борьбы между двумя политическими и литературно-художественными тенденциями: 1) консервативной – прогосударственной и 2) либерально-демократической. В эпицентре этой борьбы - журнал «Новый мир», под руководством Твардовского. В этом журнале Твардовский проводил политику свободной демократической литературы.
Итак, Ю. Трифонов. Его произведения: «Исчезновение», »Время и место», «Отблеск костра» - автобиографическое (рассказывает о своем дяде, попытка воспроизвести подлинную атмосферу революционеров-большевиков), роман «Нетерпение». Но более всего общественное внимание привлекла повесть «Обмен». С ее появлением критики заявили, что Трифонов неправомерно много внимания уделяет быту, возникает слово «бытовизм», по отношению к творчеству писателя. Его упрекали в бытовизме и отсутствии авторской позиции. Сюжет повести строится на деталях обычной, повседневной жизни, что уже было непривычно.(т.к. эстетика литературы социального реализма требовала героев-личностей). У повести нет конца, финал открыт, нет моралистических выводов. Критика обвинила Трифонова в отсутствии авторской позиции, что он не доказал моральность личности в советском обществе. Однако Трифонов возражает, говоря, что ненужно пренебрежительно относиться к быту, что именно им человек и проверяется. Смысл сюжета – Трифонов показывает, как психологический конфликт вырастает до мировоззренческого. Трифонов показывает, как бытовой конфликт уходит в прошлое, конфликт наследуется мировоззренчески. Писатель говорит, что нравственность переходит по наследству, автор расширяет мировоззренческую позицию, конфликт носит амбивалентный (множественный) характер, сам же писатель не акцентирует свою позицию. Происходит «обмен», в который писатель вкладывает разные уровни смысла: бытовой, этический, мировоззренческий, а так же философский и экзистенциальный. Для Трифонова здесь имеет место «нравственный обмен», «обмен совести». Таким образом, это не бытовая повесть, а повесть – притча с жестким сюжетом, несущим морально-назидательную нагрузку. Художественная ценность повести в ее экзистенциальном значении.
Повесть «Другая жизнь». Здесь Трифонов усиливает исторический подтекст современности; повесть представляет собой внутренний монолог героини, в этом заключается особенность композиции повести, которая носит ретроспективный характер. Сюжет многослоен. В этой повести автор говорит о том, что история – не повседневное чередование событий, а нравственная история внутренней жизни человека. Человек – нить, вплетенная канат истории.
Ю. Трифонов изображает характер, сформированный тоталитарным обществом 30-х – 40-х гг. в основе его – приспособленчество. Например, повесть «Дом на набережной». Здесь автор использует ретроспекцию, действие происходит в двух временных пластах. Современный человек по Трифонову – интеллигент и приспособленец, отрицательный герой нашего времени. Трифонов показывает типичный характер того времени. В этой повести скрыта картина той эпохи. Трифонов пользуется эзоповым языком, он сумел скрыто показать свою позицию, которая проявилась в образе дома на набережной («дом на набережной» был связан с понятием власти и процветания, с атмосферой 30-х гг.)
Итоги по творчеству Трифонова. Он сумел соединить быт и бытие, показать обобщенную ситуацию, которая носит экзистенциальный характер. Сумел показать то, что нельзя было сделать в 70-е гг., создать объективную картину жизни 30-х – 40-х гг. Повесть «Дом на набережной» доказала тезис Трифонова об истории – историческом и нравственном развитии. Писатель оставил неизгладимый след в русской литературе, он – классик. Трифонов показал, что литература – это литература мыслей, идей, стиля, а не сюжета и образов.
Продолжением трифоновской традиции станет роман Ю. Давыдова «Бестселлер». Этот роман охватывает почти 50 лет русской истории, главный герой – Ю.Л. Бурцев. Он занимается раскрытием грандиозного предательства.
Благодаря Ю. Давыдову стало понятно, что вся русская история строится на измене. Роман начинается с рассказа об Иуде. История приспособленчества связана с идеей предательства (приспособленчество у Давыдова – предательство). Совесть человека по Давыдову продается. Это трифоновский обмен.
Еще одним продолжателем трифоновской традиции стал В. Маканин. Он ссылается на Трифонова как на своего учителя. Его произведения: «Ключарев и Амушкин» - опубликован в конце 70-х гг. в 80-е гг. появляются другие произведения. «Отдушина», «Голоса», «Антилидер», «Где сходилось небо с холмами». В 90-е гг. появляются «Долог наш путь», «Лад», «Кавказский пленный», «Авндеграунд или герой нашего времени». Маканин подхватил тенденцию к притчевости. Он сделал ее важным сюжетным свойством. У писателя эта форма изначально заложена в прозе. Его повести – кристаллические, они четко воплощают структуру. В рассказе «Ключарев и Амушкин» на основании сюжета Маканин создает притчу о счастье, везении, судьбе. Счастье и удача распределены по жизни неравномерно. В этой ситуации тоже заложен обмен. Ситуацию обмена автор расширил и добавил принцип весов (Маканин привержен к художественным формам).
Следующая повесть «Отдушина». Мебельщик Михайлов устраивает свою судьбу и судьбу детей в обмен на жену Алевтину. Формула обмена воплотилась в повести «Где сходилось небо с холмами». Башилов – главный герой, родился в поселке ()Маканин вообще – писатель поселка). В этом поселке люди хорошо поют, они от природы наделены даром мелоса. На деньги жителей поселка Башилов постепенно становится композитором. В течение повести он несколько раз приезжает навестить земляков и замечает, что жизнь меняется, меняется характер, люди озлобляются. Он стал замечать, что и творчество тоже ослабевает. Подлинная мелодия обрабатывается культурой. В. Маканин создает форму; он говорит, что культур есть постоянный обмен между почвой и поверхностью, происходит эрозия подлинных основ. Автор распространил принцип обмена на культурный процесс. В повести «И долог наш путь» Маканин разрабатывает проблему добра и зла. Это выдуманный рассказ автора об отдаленном будущем. Рассказывается об обществе, в котором не существует проблемы добра и зла. Она решена в антиутопическом сюжете.(имеется подводный сюжет). Вывод: автор говорит, что проблема добра и зла не может быть решена, что в природе человека всегда есть насилие.