Авторская песня 1950-70-х годов. Основные темы. Поэтика.

Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской поэтической культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально-исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной. взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского мастерства, авторская песня в своих вершинных художественных проявлениях была в первую очередь искусством слова, литературным феноменом, «новым руслом»2 в отечественной поэтической традиции.

Объектом исследования выступает авторская песня 1950 - 1970-х гг. как феномен русской поэтической культуры.

Предметом исследования стали в диссертации творческие индивидуальности крупнейших поэтов-бардов, жанрово-стилевая типология данного направления поэзии и значимые для его целостной интерпретации литературные связи.

Степень изученности проблемы. В качестве исходной теоретической и методологической основы в диссертации принимается развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня...- это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни»

Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской поэзии. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня.

В-третьих, фиксация синтетического характера бардовского творчества и одновременно четкое обозначение «формы, принятой за центр» (А.Белый) -словесного искусства, поэзии.

В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных не только неповторимой творческой индивидуальностью художника, но и типологическими особенностями бытования и адресации этой поэзии.

Как явление отечественной поэзии, авторская песня, в немалой степени оплодотворенная атмосферой относительного раскрепощения «оттепелыюй» эпохи, обрела свои отчетливые очертания в основном к концу 1950-х -первой половине 1960-х годов в творчестве М.Анчарова, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, Н.Матвеевой и др. В последующие десятилетия - в песенно-поэтическом творчестве В.Высоцкого, А.Галича и др. - под воздействием как собственно эстетических, так и социокультурных факторов, это направление поэзии претерпело значительную содержательную, жанрово-стилевую эволюцию, которая во многом была продиктована движением к более широкому, подчас трагедийно-сатирическому освоению истории и современности.

На сегодняшний день достаточно основательно изучен генезис авторской песни - прежде всего в специально посвященной этой проблеме монографии И.А.Соколовой4. Весьма значимы связи бардовской поэзии с традиционным фольклором - в частности, с народной лирической песней. Существенно и влияние на жанровую систему авторской песни многоплановой романсовой традиции, включая бытовой (городской), «жестокий», а также салонный романс, связанный с творческой деятельностью А.Вертинского. Среди ключевых предпосылок бардовской поэзии стоит назвать и творчество известных поэтов-песенников 30-40-х гг. (М.Исаковский, А.Фатьянов и др.), и масштабный пласт «нетрадиционного» фольклора. Неофициальная культура дворовых, блатных, лагерных песен была типологически близка бардовской поэзии своим неподцензурным духом, демократизмом, развитым личностным началом, что наполняло авторскую песню звучанием, оппозиционным по отношению как к официозной советской риторике, так и обезличивающему коллективизму песни массовой. В частности, традиции «дворовых», «блатных», «зековских» песен по-разному преломились, как показано в диссертации, в стихах-песнях В.Высоцкого и А.Галича, Ю.Визбора и А.Городницкого, а также в «песенках» Б.Окуджавы. При этом, как установила Л.А Левина, помимо очевидной оппозиции авторской и массовой песни существовали и разнообразные линии пересечения между данными явлениями5.

Главный парадокс общественного и культурного бытия авторской песни заключается в том, что та традиция, которая прежде была маргинальной для «высокой» культуры, в «оттепельные» годы и позднее становится одной из плодоносных и магистральных. Медиация между высокой поэзией и низовым фольклором, между различными литературными и культурными эпохами, синтез различных жанровых прообразов (песенных, поэтических, фольклорных) осознаются нами как типологические константы и искусства авторской песни, и творчества ее наиболее ярких представителей. Постепенно складывающееся в науке системное теоретическое описание многоразличных истоков бардовской поэзии несомненно нуждается в историко-литератуном обосновании и уточнении, с опорой уже на индивидуальные художественные миры поэтов-бардов.

Широкое распространение бардовской поэзии благодаря многочисленным концертным выступлениям, фестивалям авторской песни, аудиозаписям происходило на фоне часто негласного официального запрета на полноценную публикацию произведений поэтов-бардов, которые вольно или невольно оказывались пропитанными антидогматичным духом неподцензуриого искусства. Подобное «полулегальное» существование авторской песни впоследствии вызвало объективные трудности в ее научном изучении, связанные в большинстве случаев со сложностями текстологического характера. Практически до 1980-х гг. в Советском Союзе масштабного научного осмысления авторской песни как художественного явления не предпринималось. Опережающую роль сыграли в этом смысле публикации в русской эмигрантской печати 60-70-х гг. и в по сути «самиздатской» газете «Менестрель» с конца 70-х. В эмигрантских интервью Л.Галича, в «тамиздатских» статьях и рецензиях Р.Гуля, Я.Горбова, В.Некрасова, Ю.Алешковского, В.Аксенова, С.Довлатова, Ю.Мальцева, М.Бен-Цадока и др., при всех издержках, связанных с отсутствием авторитетных изданий бардов, с распространенным преобладанием общественно-политических оценок над эстетической рефлексией, все же намечались важные подступы к будущим исследованиям авторской песни, и прежде всего творчества В.Высоцкого и Б.Окуджавы. Введенные в научный оборот в основном во второй половине 1990-х гг. благодаря главным образом републикациям в выпусках альманаха «Мир Высоцкого» (1997 - 2002), данные работы стали не только важным историческим источником, но и подспорьем для современной научной мысли.

С середины и конца 1980-х гг. существенно активизируется собственно литературоведческое изучение авторской песни как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению произведений ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б.А.Савченко, Ю.А.Андреева, Л.А.Аянинского, Вл.И.Новикова, В.А.Зайцева, С.И.Кормилова, А.В.Скобелева, С.М.Шаулова и др., а также в целом ряде постановочных по проблематике студенческих дипломных работ того времени, посвященных в основном творчеству В.Высоцкого.

53. А.А. Ахматова. Послевоенное творчество. Анализ нескольких произведений по выбору студента.

Наши рекомендации