М. М. Пришвин. Повести «Кладовая солнца», «Глаза земли». Дневник.
М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В. В. Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы первой мировой войны – фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье, вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность. Первый рассказ «Сашок» опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» (оба 1911), повести-очерке «У стен града невидимого» («Светлое озеро», 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки «Адам и Ева» (1909), «Черный Арал» (1910), «Славны бубны» (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием «Календарь природы». От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях «Дорогие звери» предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть «Женьшень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромском, Ярославском краях («Неодетая весна»), и в цикле лирико-философских миниатюр «Лесная капель» и примыкающей к нему поэме в прозе «Фацелия» (все 1940). Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман «Кащеева цепь» (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России ХХ в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954). В годы Великой Отечественной войны написал «Рассказы о ленинградских детях» (1943) и «Повесть нашего времени» (1945). На 1946-1950 гг. падает завершение капитальной работы писателя – философского «романа-сказки» «Осударева дорога». Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживаются в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце ХХ в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести «Мирская чаша» (другое название «Раб обезьяний», 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира». Умер Пришвин в Москве 16 января 1954. |
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль — тем более.
На мой взгляд, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях родного края, и даже уроки выживания в трудных ситуациях.
Писатель говорит о том, как важно любить и уметь трудиться. Главные герои повести — брат и сестра — остались одни. Их трудолюбие и хозяйственность помогли им справиться со всем крестьянским хозяйством, оставшимся после смерти родителей, а Митраша даже мастерил соседям деревянную посуду.
В своей сказке М. Пришвин говорит также о важности умения договориться, найти взаимопонимание в сложных ситуациях. Так, если бы дети не поспорили и не рассорились бы друг с другом на развилке дорог в лесу, Митраша не увяз бы в болоте, они быстрее набрали бы клюквы и вернулись домой. И все же ребята поняли свои ошибки, не растерялись, проявили не только силу характера, но и сообразительность — и благополучно выпутались из беды. А это — еще один урок не только для них, но и для нас, читателей замечательной поучительной сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не стоило жизни Митраше. Но мальчик, попав в болото, не растерялся, проявил смекалку и мужество, поэтому остался жив.
Травка — добрая и умная собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши.
Стосковавшись по человеческой ласке после смерти хозяина, Травка принимает Митрашу за Антипыча, и благодаря смекалке мальчик спасается из трясины. Мне, городской жительнице, интересно читать рассказы о природе. Я как бы вместе с героями путешествую по лесу, пугаюсь, встретив змею и лося, радуюсь счастливому избавлению Митраши от опасности.
Такие рассказы помогают понять и полюбить окружающую природу, научиться читать ее загадочные страницы.
Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть плохое или хорошее несут в своих характерах и поступках персонажи в повествовании.
В Рассказе «Цапля» автор Владимир Пронский выступает как психолог и философ. Он утверждает вечность и первозданность природы и через отношение человека к ней отражает движение помыслов человеческой души и состоятельность человека как
Такового.
События, происходящие в рассказе, предельно сжаты и проходят за очень короткий промежуток времени – одни сутки. Одинаковое хобби – охота сблизила двух людей недавно работающих вместе: главного героя и Олега. Олег любил поболтать, а
Заливать про охоту был просто мастак. Это импонировало главному герою. На охоте, на утренней зорьке, Олег ради похоти убивает цаплю, птицу, которую никогда не относили к охотничьим трофеям.
Понимая, что она несъедобная, он брезгливо пинает ногой красивую «рыжевато-охристую» тушку птицы, и заявляет: «Только патрон зря сжёг». Потом решает: «Отволоку свояку, пусть собаке отдаст», но передумывает: «Чучело набью, буду гостей пугать». Однако желание заняться птицей у Олега так и не возникло, и он выбросил её в овраг.
Автор этим эпизодом мастерски обнажает бездушие Олега, не пожалевшего несчастную цаплю, и раскрывает его равнодушие к уникальному и удивительному миру природы, что постоянно перед глазами человека. При этом он заставляет героя рассказа вместе с читателем невольно ежиться от бесполезного убийства цапли и пренебрежительного
Отношения к её мёртвому грациозному телу. Эпизод писатель подытоживает риторическим вопросом о том, зачем человек «стрелял в невредную птицу», совершенно ему не нужную? Автору психологически непонятны и неприятны «людские особи»
Вроде Олега, которые живут, не ощущая своего единения с окружающей природой.
Далее писатель показывает, что мир беспредельной красоты окружает человека, что на земле есть такие люди, как главный герой, чьи сердца открыты природе. Они - прямая противоположность Олегу. И у них от светлой радости общения с природой могут возникнуть нежные чувства даже к простому паучку, возившемуся на росистой метёлке камыша: «У паучка, видимо, в жизни что-то случилось неладное, он бегал по метёлке туда-сюда, словно искал что-то. Ему, наверное, было очень грустно оттого, что он был один, и никто не может ему помочь, а я не знал как».
Последующее изложение событий принимает для главного героя вообще трагический оборот. На вечерней заре два чирка стремительно пролетели мимо. Герой резким движением спугнул другую цаплю, и она поднялась и полетела в сторону Олега.
Он даже не успел крикнуть: «Не стреляй!» - а цапля, сложившись комом, рухнула в заросли…
Дальше герой в это утро охотиться с Олегом больше просто не мог и уехал, чтобы не видеть его. Потом несколько дней герой ходил сам не свой. Правда, через неделю-другую немного отмяк, во всяком случае уже не так злобно смотрел на Олега.
Олег же не чувствовал нравственного мучения за содеянное. Он постоянно подходил к главному герою и что-нибудь спрашивал, например: «На русаков не собираешься?» Но прошедшая охота полностью изменила отношение главного героя к Олегу: « В
Таких случаях я теряюсь и не знаю, что ответить Олегу, на каком языке говорить с ним, и всякий раз неопределённо пожимаю плечами».
Размышляя о рассказе в целом, хочется отметить, что автор подводит читателя к мысли о нецелесообразности варварского вмешательства человека в «данную богом» гармонию природы. Мир природы вечен. Человек является частью природы. Лучшей или худшей - толком мы не знаем, самонадеянно относя себя, конечно, к лучшей. И нередко придумывающей такое, чему никто потом не рад. Например, охота – в наше время просто убийство диких животных без всякой на то необходимости.
Один счастливый человек, философ и мыслитель, Иоанн Дамаскин («Златоструйный»), написал:
Благословляю я тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду…
Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля (по старому стилю - 23 января) 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в купеческой семье. Состояние было промотано отцом и семя осталась без средств к существованию. Образование дети получили благодаря их матери. В 1883 Михаил Пришвин поступил в Елецкую гимназию, но был отчислен из 4-го класса "за дерзость учителю". Заканчивать обучение пришлось в Тюменском реальном училище. В 1893-1897 Михаил Пришвин учился в Рижском политехническом институте, где увлекся идеями марксизма. В 1897 был арестован за участие в марксистских кружках, провел год в Митавской тюрьме, а затем выслан в двухгодичную ссылку в Елец. В 1900-1902 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.
"В далекой юности Пришвин влюбился в девушку-студентку: это было за границей, куда будущий писатель уехал для завершения образования. Юноша не был еще готов к осуществлению деятельной любви: влюбленность была лишь поводом для его поэтического полета. Невеста с женской проницательностью все поняла и отказала. Юноша "взвился" от этого отказа еще выше и неудовлетворенное чувство переключилось целиком на поэзию. Он вернулся на родину. Начинающий ученый, он бросил науку и утонул с головой в искусстве. Невеста осталась в Англии, увяла и засохла конторщицей банка. На границе душевной болезни, страдая от одиночества, непрестанно думая о потерянной невесте, Пришвин сходится с простой неграмотной "первой попавшейся и очень хорошей женщиной" и живет с ней (Ефросинией Павловной) всю долгую жизнь. Но до старости он видит во сне утерянную невесту". (М.М.Пришвин, В.Д.Пришвина; "Мы с тобой. Дневник любви")
Начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый рассказ Пришвина - "Сашок". В литературных кругах имя Михаила Пришвина становится известным в 1907-1908 - после публикации путевых очерков ("В краю непуганых птиц", "За волшебным колобком"), появившихся в результате путешествия писателя по северу (Олонец, Карелия, Норвегия) и по Заволжью ("У стен града невидимого"). В 1910 путешествовал по Крыму и Казахстану. В 1912-1914 появилось первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, в 1918-1922 работал сельским учителем на Смоленщине. В 1919, когда Пришвин жил в Ельце, при нашествии на город казаков Мамонтова Пришвина чуть не расстреляли, приняв его за еврея. С 1923 Пришвин жил в Москве. В начале 1930-х путешествовал по Дальнему Востоку (книга "Дорогие звери" стала основой для повести "Жень-шень"). В 1937 Пришвину удалось получить квартиру и он поселился в доме писателей, напротив Третьяковской галереи. "Устраивая уединенное жилище, Пришвин выбирал квартиру повыше, на шестом этаже, - "препятствие" для Ефросиний Павловны (жены Пришвина), чтобы она, боясь пользоваться лифтом, пореже приезжала в Москву." (М.М.Пришвин, В.Д.Пришвина; "Мы с тобой. Дневник любви") Умер Михаил Пришвин 16 января 1954 в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Сыновья Михаила Пришвина - Лев Михайлович Пришвин-Алпатов (1906-1957) - старший сын, Петр Михаилович - младший сын.
Среди произведений Михаила Пришвина - очерки, новеллы, рассказы, повести: "В краю непуганых птиц" (1907; сборник очерков), "За волшебным колобком" (1908; сборник очерков), "У стен града невидимого" (1909; сборник), "Адам и Ева" (1910; очерк), "Черный араб" (1910; очерк), "Славны бубны" (1913), "Башмаки" (1923), "Родники Берендея" (1925-1926), "Жень-шень" (первое название - "Корень жизни", 1933; повесть), "Календарь природы" (1935; фенологические записки), "Весна света" (1938; рассказ), "Неодетая весна" (1940; повесть), "Лесная капель" (1940; лирико-философская книга дневниковых записей), "Фацелия" (1940; поэма в прозе), "Мои тетрадки" (1940; рассказ), "Дедушкин валенок" (первая публикация - 1941, в журнале "Октябрь"; цикл рассказов), "Лесная капель" (1943; цикл миниатюр), "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Кладовая солнца" (1945; повесть, "сказка-быль"), "Повесть нашего времени" (1946), "Неодетая весна" (повесть), "Корабельная чаща" (1954; повесть-сказка), "Осударева дорога" (публикация - 1957; роман-сказка), "Кащеева цепь" (1923-1954, публикация - 1960; автобиографический роман), "Глаза земли" (1957; дневниковые записи Пришвина), статьи и книги по агрономии.