Поэзия Юрия Кузнецова и полемика вокруг его творчества.
О себе поэт сказал так: «Свои первые стихи написал в девять лет. И долго писал просто так, не задумываясь, что это такое, и не заметил, когда стихи стали для меня всем: и матерью, и отцом, и родиной, и войной, и другом, и подругой, и светом, и тьмой».
Поэтическая манера этого автора ярко самобытна. Необычная символика, богатство ассоциаций, масштабность смыслового ряда, энергичный «жест» - вот лишь некоторые приметы его стихотворной манеры. Вокруг творчества этого поэта шли подчас предельно острые споры, но в этом нет ничего удивительного. Из истории литературы хорошо известно, что споры вызывала поначалу работа многих, в том числе и самых «бесспорных», на нынешний взгляд авторов.
Поэзия его трудна для восприятия, и не столько из-за особой сложности ее художественного языка, но в силу того, что поэт ставит перед собой исключительно масштабные цели. Как сказал о Юрии Кузнецове поэт Владимир Скиф:
Твоему закаленному духу,
Чуть живая, внимает страна.
Твоему абсолютному слуху
Боль грядущего века слышна.
Читателю, впервые знакомящемуся с творчеством Юрия Кузнецова, сразу заметно стремление этого автора видеть и воплощать мир во всей беспредельности его пространства и времени. Поэт говорит: «Во всех мирах мы живы, но о том забыли, как о веке золотом».
Юрий Поликарпович Кузнецов родился 14 февраля 1941 год на Кубани. Отец поэта, начальник разведки корпуса, погиб в битве за освобождение Севастополя.
Не сняв ремней, он спит на нарах твердых,
На кулаке, что вмят в глубокий сон.
Играет славу год сорок четвертый,
Перебирая клавиши погон.
Из пустоты бежит прожектор криво
И вырывает наугад года.
Я снюсь отцу за два часа до взрыва,
Что станет между нами навсегда.
От той взрывной волны, летящей круто,
Мать вздрогнет в тишине еще не раз.
Вот он встает, идет, еще минута –
Начнется безотцовщина сейчас!
Начнется жизнь насмешливая, злая,
Та жизнь, что не похожа на мечту!..
Не раз, не раз, о помощи взывая,
Огромную услышу пустоту.
Через село, где Юрий Кузнецов жил в раннем детстве, прогремела война. Отрочество поэта прошло в городе Тихорецке, юность – в Краснодаре.
Был город детства моего - дыра,
Дыра зеленая и голубая.
И девушка была, как мир, стара –
Красивая и молодая.
Вот стихотворение двадцатилетнего Юрия Кузнецова:
Что таиться, - я был из ловких,
Вырвигвоздь и большой нахал.
На автобусных остановках
Я свидания назначал.
Ах, умею я целоваться,
И рукам я волю даю.
Но сберег я свое богатство –
Никому не сказал: люблю.
В период Карибского кризиса 1962 года, когда мир был на грани ядерной войны, Юрий Кузнецов находился в центре событий, он тогда служил на Кубе.
Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, нераздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.
С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать -
Иначе не решить воспоминаний.
Вот отрывок еще из одного стихотворения на эту тему:
Слипались ночи, караулами измотаны,
Дымились мы в студеном сердце гроз.
Ракетами сшибали самолеты мы
На высоте оледенелых звезд.
Но хлынет солнца свежая лавина,
С лица земли сметет лицо войны.
С зеленой веткой в дуле карабина
Покину пальмы неродимой стороны.
Уйдут, крича, большие теплоходы…
Я буду плакать о семи ветрах,
Где был солдатом армии свободы
В рубашке клетчатой и модных башмаках.
Окончив Литературный институт, он остался жить и работать в столице. Стихотворение «К Москве» написано почти четверть века назад, но звучит так, будто написано вчера:
Твои воды одеты в гранит,
Поезда бороздят твое лоно.
И зловещие тайны хранит
Пятикнижье стекла и бетона.
Твою душу никто не спасет,
Не гляди на заморские страны,
До твоих непоклонных высот
Доползли мировые туманы.
Ты не веришь сыновьим слезам,
Но готова на крестные муки,
Простирая к врагам, как к друзьям,
Пятикрылые долгие руки.
Первая зрелая книга поэта «Во мне и рядом – даль» вышла в свет в 74 году, за ней последовали книги «Край света – за первым углом», «Выходя не дорогу, душа оглянулась», «Отпущу свою душу на волю», «Русский узел», «Ни рано, ни поздно», «Душа верна неведомым пределам», и еще много других. Даже по названиям книг можно судить о незаурядности рассуждений поэта, какая ему присуща.
Стремление поэта видеть все, о чем он говорит, перед лицом вечности и безграничности мира, это стремление породила современная эпоха, когда наша планета стала единым миром и совершившееся в любой точке земли событие, так или иначе, откликается повсюду.
17 ноября 2003 года Юрий Поликарпович Кузнецов, предсказав, как многие поэты, в стихах свою смерть, отошел в мир иной.
То не сыра земля горит,
Не гул расходится залесьем, -
Поэт с монахом говорит,
А враг качает поднебесьем.
Монах недавно опочил,
Но сумрак, смешанный со светом,
Его в дороге облачил,
И он возник перед поэтом.
Его приветствовал поэт:
Как свят монах? Как живы черти?
- Не очень свят, а живы нет,
Вся жива – сон. Готовься к смерти.
Так начинается последнее произведение Юрия Кузнецова «Поэт и монах», в котором разговор идет о назначении искусства и о смысле творчества в жизни человека.
Тема творчества звучит и в стихах Анатолия Передреева, друга Юрия Кузнецова, который умер много раньше, но его стихотворение «Памяти поэта» звучит эпитафией многим поэтам.
Мы все, как можем, на земле поем,
Но среди всех - великих было мало…
Твоей душе, тяжелой на подъем,
Их высоты прозрачной не хватало.
Ты заплатил в своем начале дань
Набегу разрушительных глаголов,
И лишь полей нетронутая даль
Тебя спасла от них, как от монголов.
Тебе твой дар простором этим дан,
И ты служил земле его и небу,
И никому в угоду иль потребу
Не бил в пустой и бедный барабан.
Ты помнил тех далеких, но живых,
Ты победил косноязычье мира,
И в наши дни ты поднял лиру их,
Хоть тяжела классическая лира!
Стихотворение Юрия Кузнецова «Он во сне перешел свой предел» посвящено памяти поэта Анатолия Передреева.
Он во сне перешел свой предел…
А когда-то от полного чувства
Человека увидеть хотел
На толкучем базаре искусства.
Он легко верил только себе,
Все хватал на лету и смеялся.
- Ты слепая! – сказал он судьбе
И один на распутье остался.
А теперь мы проститься пришли,
Одного перед Богом оставить.
И холодные комья земли
Мы бросаем не скорбную память.
Кто мне скажет, откуда сквозит?
Может быть, у последнего края
Его ангел – хранитель стоит,
Перебитым крылом помавая.
Это он навевает ему
Тишину вековечного слова
И роняет в могильную тьму
Ком холодный от мира иного.
Это падает с неба звезда,
Освящая могилу поэта.
Это знак, что уже навсегда
Он ушел по ту сторону света.
На смерть поэта стихотворением "Ветер перемен" откликнулся великий русский поэт Николай Александрович Зиновьев:
"Светлой памяти Ю.П.Кузнецова.
Сдул страну и не заметил,
Будто пыль стряхнул с колен,
Сильный ветер, злобный ветер,
Жуткий ветер перемен.
По развалинам порыскал
И поспать улёгся в ров;
Чем-то тёплым нас обрызгал
И солёным. Боже, кровь!
Век грядущий дик и мрачен,
Как волчицы старой зев,
Но его мы одурачим,
Раньше срока умерев."
Юрия Кузнецова называли гением метафоры, но он сказал так: «Я недолго увлекался метафорой и круто повернул к многозначному символу. С помощью символов стал строить свою поэтическую Вселенную».
Чтобы понять, что такое образ в стихотворении, обратимся к простому примеру. Символический образ паруса в известном стихотворении Лермонтова понятен читателю: речь идет не просто об ищущем бури кораблике, а о драматической человеческой судьбе.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном.
Играют волны, ветер свищет
И мачта гнется и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Под ним струя, светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Если попытаться снять, убрать в этом стихотворении символ "парус", то попросту уничтожится лермонтовский поэтический образ и получится вместо него отвлеченная мысль о противоречивости человеческих устремлений. Понятно, что внешнее и внутреннее в образе существуют в неразделимом единстве, образ нерушим.
Простейшая форма поэтического образа – это аллегория. Так, например, в басне изображение того или иного животного имеет в виду черты определенного человека. В аллегории можно сразу воспринимать выраженный человеческий характер, мысленно убрав образ, отвлечься от сравнения.
Метафора, в отличие от аллегории, существует только во взаимодействии сравниваемых явлений, когда сопоставляются два явления, скажем, природное и человеческое. Также как аллегория, например, бывает и в живописи, так метафора бывает в кино. Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», который насквозь метафоричен, это углубленно-психологическое размышление на тему войны и детства, уничтоженного войной.
В одном из документальных фильмов писатель Виктор Петрович Астафьев в беседе с литературным критиком Валентином Курбатовым говорит об ответственности литературы за то, что происходило в жизни и происходит, о прямой ответственности журналиста и писателя. И высказывает мысль о том, что когда за кусок хлеба даешь об себя ноги вытирать, это даром не проходит. Вот та же мысль, выраженная метафорически, в поэме Юрия Кузнецова «Золотая гора», привожу отрывок:
Не подвела его стопа,
Летучая, как дым.
Непосвященная толпа
Восстала перед ним.
Толклись различно у ворот
Певцы своей узды,
И шифровальщики пустот
И общих мест дрозды…
Сухой старик пред ним возник,
Согбенный, как вопрос.
- Чего хватился ты, старик,
Поведай, что стряслось?
Когда-то был мой дух высок
И страстью одержим.
Мне хлеба кинули кусок –
Нагнулся я за ним.
Мое лицо не знает звезд,
Конца и цели – путь.
Мой человеческий вопрос
Тебе не разогнуть.
Поэзия Юрия Кузнецова требует от читателя особенного духовного напряжения. Я бы сказала даже так, что когда человек находится, в силу каких-то причин, в жизненных обстоятельствах весьма напряженных, тогда он лучше всего и способен понять стихи этого поэта. Тогда лучше слышна та внутренняя грандиозная музыка его стихов. Вот начало одного их них.
Когда все на свете тебе надоест,
Неведомый гул нарастает окрест -
То сила земная.
Деревья трясутся, и меркнет луна,
И раму выносит крестом из окна,
Поля осеняя.
Земли не касаясь, с звездой наравне
Проносится всадник на белом коне,
А слева и справа
Погибшие рати несутся за ним,
И вороны-волки, и клочья, и дым -
Вся вечная слава.
Одно из самых известных ранних стихотворений поэта называется «Атомная сказка»:
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
И пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке, в болото,
За три моря от отчей избы.
«Пригодится на правое дело»,-
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Поэт стремиться прозреть всю драматическую коллизию «природа и человек», и отчетливо видна в творчестве поэта коллизия «история и человек».
Жизнь и смерть поменялись местами,
Песня та же, погудка нова.
Заколочено небо досками,
На две трети деревня мертва.
Словно вакуум высосал дебри,
Триста верст от Москвы - глухомань.
Русский гений не снится деревне.
Городская мерещится дрянь.
Диковатые серые лица
В огородах мелькают порой.
Пыль как будто сама шевелится,
Мглится бездна под каждой пятой.
Вот стихотворение, в котором звучит напоминание, упрёк человеку и надежда.
Не поминай про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача,
На то дороженька заказана
И не поставлена свеча.
Была погодушка недоброю:
Ты наломал немало дров
И намахался ты оглоблею
Посереди родных дворов.
Дворов уж нет – одни растения,
Как будто ты в краю чужом
Живешь и мерзость запустения
Разит невиданным козлом.
Куда ты дел мотор, орясина?
Аль снес за четверть первача,
И все поешь про Стеньку Разина
И про Емельку Пугача?
Молчи, душа ты окаянная,
Чтобы когда-нибудь потом
Свеча горела поминальная
Во граде Китеже святом.
Коренное свойство поэзии Кузнецова – это ее тяготение к эпическому содержанию. И главной целью является для него воплощение не своего личного голоса, но голосов истории, народа и мирового бытия. Он осознает себя только как исполнителя некой высшей воли. Так же ощущали себя и другие поэты, о которых мы говорили в прошлых передачах. Творчество осознается ими не как субъективное достижение некой исключительной личности, но как выпавший им на долю дар «записывать» высшие слова, - дар тяжкий и порой мучительный.
Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.
Ну как мне тогда не заплакать
На каждый зеленый листок!
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.
Родные черты узнавая,
Иду от кремлевской стены
К потемкам ливонского края,
К туманам охотской волны.
Прошу у отчизны не хлеба,
А воли и ясного неба.
Идти мне железным путем
И знать, что случится потом.
В стихотворении «Измена», состоящем всего из четырех строк, в полной мере выражается русский мужской характер.
Что ж! Я с тобою говорить не стану.
Вернусь домой и верный нож достану.
И – в стол всажу, и верному ножу
Я про твою измену расскажу.
Благородное чувство лирического героя не допускает собственничества и мести. Лирика поэта необыкновенно сильна и требует от читателя умения вчитываться в стихи, так же как симфоническая музыка требует умения вслушиваться.
Я в жизни только раз сказал «люблю»,
Сломив гордыню темную свою.
Молчи, молчи… Я повторяю снова
Тебе одной неведомое слово: Люблю, люблю!..
Моя душа так рада
На этом свете снова видеть свет,
Ей так легко, ей ничего не надо,
Ей все равно - ты любишь или нет.
***
Кого ты ждешь?.. За окнами темно.
Любить случайно женщине дано.
Ты первому, кто в дом войдет к тебе,
Принадлежать решила, как судьбе.
Который день душа ждала ответа.
Но дверь открылась от порыва ветра.
Ты женщина - а это ветер вольности…
Рассеянный в печали и любви,
Одной рукой он гладил твои волосы,
Другой - топил на море корабли.
***
Поманила молодость и скрылась.
Ночь прозрачна, дума тяжела.
И звезда на запад покатилась,
Даль через дорогу перешла.
Не шумите, редкие деревья,
Ни на этом свете, ни на том.
Не горите млечные кочевья
И мосты между добром и злом.
Через дом прошла разрыв-дорога,
Купол неба треснул до земли.
На распутье я не вижу бога.
Славу или пыль метет вдали?
Что хочу от сущего пространства?
Что стою среди его стремнин?
Все равно на свете не остаться.
Я пришел и ухожу один.
Прошумели редкие деревья
И на этом свете и на том.
Догорели млечные кочевья
И мосты - между добром и злом.
***
То не лето красное горит,
Не осенний пламень полыхает –
То любовь со мною говорит,
И душа любви благоухает.
Пролетают где-то стороной
Городские грохоты и шумы.
И стоят в окне передо мной
Все мои желания и думы.
Все они певучи и легки,
Все они цветны и ароматны,
Все они отсюда далеки,
Все передо мной – и невозвратны.
Я уже не знаю, сколько лет
Жизнь моя другую вспоминает.
За окном потусторонний свет
Говорит о том, что смерти нет.
Все живут, никто не умирает.
***
Закрой себя руками: ненавижу!
Вот бог, а вот Россия. Уходи!
Три дня прошло. Я ничего не слышу
И ничего не вижу впереди.
Зачем? Кого пытался удержать?
Как будто душу прищемило дверью.
Прислала почту – ничему не верю!
Собакам брошу письма - растерзать!
Я кину дом и молодость сгублю,
Пойду один по родине шататься,
Я вырву губы, чтоб всю жизнь смеяться
Над тем, то говорил тебе: люблю.
Три дня, три года, тридцать лет судьбы
Когда-нибудь сотрут чужое имя.
Дыханий наших встретятся клубы –
И молния ударит между ними!
Стихотворные поэмы Юрия Кузнецова очень необычны. Это и раблезианский гротеск «Похождения Чистякова», и поэма о Великой Отечественной войне «Сталинградская хроника. Оборона», это поэмы «Дом», «Змеи на маяке», «Седьмой» и другие.
Как пишет Вадим Кожинов: «В поэзии Юрия Кузнецова речь идет не об отдельной человеческой жизни (хотя она и может предстать на поверхности образа), но о бытие целого народа или даже человечества. Речь идет не о сегодняшнем дне, а о целостности эпохи или даже всего времени».
Сажусь на коня вороного –
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.
Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моем.
Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.
Друг поэта литературный критик Вадим Кожинов отмечает такую особенность: «Чуть ли не в каждой полемической статье выражается недовольство, что Юрий Кузнецов пишет-де не так, как писал Пушкин или Тютчев, или Гоголь, или Лермонтов. Тем самым критики – скорее всего, бессознательно – высказывают свое ощущение масштаба деятельности поэта. И едва ли можно сомневаться в том, что такой масштаб нельзя обрести на ложной, боковой дороге. Юрий Кузнецов идет, конечно, по стержневому пути отечественной поэзии, творя ее современную историю».
29. Поэзия 50-60-х годов. «Эстрадная поэзия». Представители. Основные темы.
Советская эстрада сыграла немалую роль в годы Великой Отечественной войны. Демократизм и мобильность этого вида искусства способствовали его особой популярности. В те трудные годы «малые формы» вновь доказали свою способность
9 мая 1945 года война была закончена. Страна начала восстанавливать и развивать народное хозяйство, залечивать нанесенные веяной раны. Советский народ во главе с Коммунистической партией приступил к мирному ч^идатэлт ^ому груду, к строительству развитого социалистического период (1945—1952) перед всем советским искусством м в частности, встали задачи, связанные с переходxti к мир- f жнеи;. с необходимостью быстрой и решительной пер .строчки. На по-повседневный трудовой героизм советских людей, и
i ' уорялjcb персонажи, сюжеты, конфликты. новых приемов для их воплощения не отменял опыта, г ^г^ч'р^хг 'iioi о з< т рад ой в годы войны. как и во всех зрелищных искусствах в этот период, период образования мировой системы социализма и развернувшегося во всех странах широкого движения сторонников мира , особое место заняла международная тема. Миллионы борцов за мир во всем мире подхватили «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, песню, которая с 1949 года стала гимном Всемирной федерации молодежи, «Мы за мир» С. Туликова, «Гимн международного союза студентов» В. Мурадели. Они исполнялись в концертах и по радио хоровыми коллективами и вокалистами. Песни о мире перекладывались на язык хореографии: в программе Ленинградского молодежного ансамбля танца под руководством А. Обранта «Песня молодости» один из эпизодов исполнялся на мелодию «Гимна демократической молодежи».
Политическая сатира также была направлена на борьбу за мир, разоблачение под ж и г а т е л е й новой войны. Здесь тоже широко использовался опыт фронтовой эстрады с ее лаконизмом и открытой агитационностью. Политическая сатира заняла большое место в спектаклях Ленинградского театра миниатюр и его руководителя А. Райкина, в номерах парного конферанса, в творчестве . эстрадного сатирика И. Набатова, в программах эстрадных оркестров Л, Утесова и Б. Ренского,
Примечательно, что уже в первые послевоенные годы на эстраду пришли молодые артисты, очень скоро занявпше ведущее положение. Широкую известность им принес II Всесоюзный конкурс артистов эстрады, состоявшийся в 1946 году. Его лауреатами стали недавние фронтовикиЮ. Тимошенко и Е. Березин, А. Блехман, Г. Орлов, артист Московского театра драмы А. Белов. Славные традиции фронтовой эстрады обогатили творчество и других молодых актеров, впервые появившихся в это время перед столичным зрителем.
В годы войны усилился интерес к фольклору, в котором концентрируется народная мудрость, патриотизм. Не случайно особым вниманием и успехом стали пользоваться ансамбли народных танцев. В послевоенные годы число их растет, они появляются во всех республиках. Среди них «Березка», скоро завоевавшая всемирную известность. Оптимистическое, многонациональное по своей природе искусство этих ансамблей своими средствами помогало воссоздать образ советского человека, его мужество, его физическую и духовную красоту. И недаром на их долю в этот период выпала высокая историческая миссия стать полпредами советского искусства за рубежами страны, содействовать сближению и взаимопониманию народов стран с разным социальным строем.
Эстрадное искусство в лучших своих образцах успешно осваивало новые, рожденные послевоенной действительностью темы. Но было бы неверным не отметить трудности, которые оно испытывало в этот период подобно другим зрелищным искусствам — театру и кинематографу.
Победа советского народа в войне, доказавшая преимущества социалистического строя, была столь исторически значительна, что иные художники решили, что в мирных условиях искусство должно только радовать и веселить зрителей, давать им отдых после пережитых испытаний. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» нацеливало театральных деятелей на создание «ярких, полноценных в художественном отношении произведений о жизни советского общества, о советском человеке» . Это непосредственно относилось и к эстраде. В постановлении справедливо осуждалась тенденция к праздной развлекательности, появившаяся в сценическом искусстве.
Здесь мы коснулись одного из самых, быть может, сложных вопросов, связанных с искусством эстрады, с сатирическим, комедийным искусством в целом. Пустое развлекательство чуждо советской эстраде. Как и другие виды искусства, эстрада сочетает развлечение с воспитательными, просветительскими и эстетическими задачами.
Стремление некоторых артистов к пустой развлекательности (существующее и до сегодняшнего дня) справедливо рассматривалось и рассматривается как очевидная слабость эстрадного искусства. Вместе с тем специфика этого искусства такова, что оно не может отказываться от веселого, легкодоступного, жизнерадостного репертуара. Как метко заметил А. Фадеев, эстрада — «несомненный герой повседневного отдыха советских людей» .Наследуя искусство народных затейников, , бродивших по городам и селам, эстрада пс может нимательности, зрелищности, сочности красок. II с в достижениях это искусство наделено способностью «кип мысль, глубокие жизненные наблюдения коничную форму. Такое умение дается нелегко и ааниси ланта, мастерства, от гражданской зрелости артиста.
Вместе с тем при реализации постановления ЦК ш «творческое обсуждение художественных проблем мши администрированием» Борьба с развлекательностью щ дила к недооценке специфики этого вида искусства, ч сказывалось на многих ее жанрах, в том числе на леи музыке, которая считалась музыкой «второго сорт/и.
Была и еще одна общая для зрелищных искусств тр шаяся на состоянии эстрады и прежде всего ее речевых ление так называемой «теории бесконфликтности», стор утверждали, что в нашей стране отсутствуют аитагописп речия. Мотивировка была не новой, на этом же строил противники сатиры из стана рапповцев два десятилei Редакционная статья «Правды» «Преодолеть отставшим опубликованная в апреле 1952 года, подвергла реппп «теорию бесконфликтности» и мотивы, ее породившие.
Принципиальная партийная критика коренным он положение на эстраде, в театре, кинематографе. Ирой.» с художественным творчеством, рассматривались ник общегосударственное дело. Все это благотворно сказалос развитии искусства.
50-е годы* * *
Пятидесятые годы «ознаменовались крупными еоьы Советского Союза, в деятельности партии, в ее борьбе :т листического общества в СССР, укрепление мировоп сис-i за сохранение мира» . Решения XX съезда партии (1Ш> готворное влияние на развитие нашего общества, па уг в ских норм партийной жизни. Исторические успехи и на получили отражение в новой Программе партии Пр<н | ства коммунистического общества, принятой на XXII в 1961 году.
Советское искусство, развивающееся в русло социал лизма, осваивает новые темы, направления, формы. оживает советская поэзия. Резко возрастает с приходом в киноискусство группы молодых режиссеров, ших широкое признание и мировую известность. 11 obiУвлечение песней, обладающей способностью в лучшим цах выражать настроения миллионов, отвечать духоннмм ни поколения, стало поистине массовым. К концу 50-х годев» среди студенчества появилось множество людей, исполняющих и ного сочинения. Творчество этих поэтов-исполнителей и исполнителей, непосредственно связанных с жизнью, ofiorir культуру свежими поэтическими интонациями, мелодпчопп и при всех своих противоречиях и недостатках оказпло i искусство профессионалов. В числе создателей такихiwcpiiсиональные литераторы, журналисты, актеры.
В декабре 1959 года в помещении КремлевскогоtoiitiПервое Всероссийское совещание деятелей эстрадного искус присутствовало около пятисот артистов, писателей, компот серов. Здесь шел откровенный разговор не только о дости о недостатках и нуждах эстрады.
Совещание помогло решению ряда практических ш>н| с тем его значение было намного шире: оно явилось признания высоких заслуг советской эстрады — искусстт родного, утверждающего передовые идеи социалистически
60-е годы* * *
В 60-е годы страна вступила в новый исторический nopi ванный построением развитого социалистического общестип грамма, принятая партией (1961), провозгласила курс ип коммунизма, на создание его материально-технической On
Среди множества важнейших проблем, поставленных i особое место отводится роли искусства в формировании чо/ нистического общества: «Советская литература и иокуестип, оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими рают большую идейно-воспитательную роль, развиниют человеке качества строителя нового мира. Они призшшы <•. ником радости и вдохновения для миллионов людей, ширил чувства и мысли, служить средством их идейного обогпщт венного воспитания» эстрада наряду с другими видами искусства стремите л чи, поставленные партией,— активно участвовать в форм и pi советского человека, служить для него источником радости и Вместе со всей страной она ответственно готовилась к то| празднованию пятидесятилетия Октября, столетия со димена появляются в театрах Москвы, Ленинграда и других городов. Рождаются молодые театральные коллективы, покоряющие свежестью своего искусства, острым чувством современности. Литература, музыка, живопись, скульптура испытывают на себе живительные веяния времени. Эти веяния коснулись и эстрады.
Ведущие мастера эстрады борются за искусство, насыщенное глубокими мыслями, остро современное по содержанию и яркое, увлекательное по форме. «Нельзя прикрывать важной и нужной темой убогость артистического дарования, но нельзя прикрывать блеском и талантом исполнения и политическую убогость, ненужность содержания»1,— со свойственной ему страстностью утверждал Смирнов-Сокольский^
В целях дальнейшего развития эстрадного искусства в 1954 году вновь открывается Московский государственный театр эстрады. Укреплению авторитета эстрадных артистов и популяризации их программ способствовали передачи Всесоюзного радио. Могучим средством пропаганды эстрадного искусства становится и телевидение, все глубже входящее в жизнь.
Благодаря заботе партии о развитии сатирических жанров вернулись на сцену замечательные образцы советской сатиры — «Баня» и «Клоп» В. Маяковского. В то время как в Московском театре сатиры еще только шли репетиции «Бани» (1953), чтец В. Токарев уже читал ее с эстрады, а Г. Сорокин и В. Сысоев исполняли «Клопа».
В том же 1953 году появился один из лучших спектаклей Ленинградского театра миниатюр — «Смеяться, право, не грешно» (автор В. Поляков). Многие его номера вошли в золотой фонд репертуара А. Райкина. Характерно само название спектакля, громко, во весь голос утверждавшего право на смех, на сатирическое обличение. В летней программе сада «Эрмитаж» Н. Смирнов-Сокольский исполнил обличительный фельетон — «Проверьте ваши носы!». А в 1954 году в программе «Дела семейные» появились яркие сатирические персонажи М. Мироновой и А. Менакера.
Все эти работы, а их теперь можно назвать классикой советского эстрадного искусства, привлекали не только точностью сатирического прицела, но и общей жизнеутверждающей интонацией, разоблачительным смехом и острым публицистическим пафосом, направленными против современного мещанства, бюрократизма, приспособленчества. «Острая политическая и социальная направленность, высокая гражданственность всегда остаются главным оружием советской сатиры. А когда произведение искусства проникнуто таким пафосом, оно будет и точно понято и верно истолковано» 2,— говорил позднее А. Райкин в беседе с корреспондентом «Правды».
Обновлению песенного репертуара во многом способствовала деятельность молодых талантливых композиторов А. Петрова, М Таривердиева, А. Пахмутовой, А. Островского, А. Эшпая, О. Фельцмана, Э. Колманов- ского, А. Бабаджаняна, а также обращение к песне поэтов Р. Гамзатова,Р. Рождественского, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, К. Мигу шежевой, К. Ваншенкина. Пристальное внимание сонетек ляют такие выдающиеся композиторы, как Т. Хреимикип, вич, Г. Свиридов.
Приметой времени становятся не просто сольные концерты известных вокалистов, которые имели место и раньше, но большие песенные эстрадные программы с участием многих артистов. Они собирают огромные аудитории. И в нашей стране и за рубежом регулярно стали проходить фестивали песни. Телевидение сделало их доступными миллионам зрителей.
Широкое распространение к концу десятилетия получили вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, возникшие под влиянием всеобщего увлечения молодежи песней. Один из первых по времени создания, ансамбль «Дружба» А. Броневицкого с солисткой Э. Пьехой, вырос из студенческой самодеятельности.
Появлению вокально-инструментальных ансамблей способствовало также возрождение и развитие джазовой музыки. После долгих споров и дискуссий джаз получил общественное признание. Во многих городах страны проводятся джазовые фестивали, в которых наряду с профессиональными участвуют и любительские коллективы.
В сфере речевых жанров самодеятельность также успешно соревнуется с профессионалами. Внимание широкой общественности привлек Первый Всесоюзный фестиваль эстрадных студенческих театров, состоявшийся в 1966 году в Москве.
Самодеятельность остается постоянным источником эстрадных кадров. Можно назвать десятки имен артистов, начинавших в качестве любителей. Так на практике осуществляется неразрывная связь народного и профессионального творчества — одна из характерных черт социалистической культуры.
Успехи эстрадного искусства способствовали возрождению мюзик- холлов — больших эстрадных коллективов, появившихся в Москве, Ленинграде, а позднее и в других городах страны.
Всесоюзные, а затем и Всероссийские конкурсы эстрады, которые стали проводиться регулярно, наглядно показали, что выросло новое поколение мастеров — плоть от плоти своего народа. Продолжая традиции старшего поколения, они стремятся как можно полнее отразить жизнь с ее радостями, трудностями и победами.
*70-е годы* * *
Приметой времени становятся не просто сольные концерты известных вокалистов, которые имели место и раньше, но большие песенные эстрадные программы с участием многих артистов. Они собирают огромные аудитории. И в нашей стране и за рубежом регулярно стали проходить фестивали песни. Телевидение сделало их доступными миллионам зрителей.
Широкое распространение к концу десятилетия получили вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, возникшие под влиянием всеобщего увлечения молодежи песней. Один из первых по времени создания, ансамбль «Дружба» А. Броневицкого с солисткой Э. Пьехой, вырос из студенческой I могли быпаст далее, что произведение посвященохорошей, ак- томо, мо создается впечатление, что художник подошел к своей шиком легко, не вложил в свой труд всю силу своего таланта»
30. Поэзия 1980-90-х годов. Общая характеристика. Имена.
Ситуация в русской поэзии в 1980—90-х годах в известной степени — продолжение традиций поэтического андеграунда 60—70-х. Это время — начало официальных публикаций до того самиздатовских авторов и появление новых имен, ориентировавшихся на эту поэтическую линию. Несмотря на то, что в 1980-х на поверхность выходит огромный и до того закрытый для широкого читателя пласт русской поэзии ХХ века — от авангарда начала века до Иосифа Бродского, для «актуальных», активных поэтов эти традиции и эти тексты уже переработаны и усвоены. Тем сложнее оказывается их восприятие для читателя, только еще знакомящегося с «истоками». Грандиозный провал в истории русской поэзии не проходит незамеченным: важные и серьезные авторы, целые линии развития русского поэтического слова оказались за рамками читательского внимания, из «подполья», самиздата, андеграунда перешли сразу в историю, стали предметом внимания филологов, предметом истории литературы, материалом архива, так и не попав к читателю, который в это время активно «осваивает» серебряный век русской поэзии и — параллельно с ним — современную поэзию.
В процессе переструктурирования литературных полей, происходившем в 80—90-е годы, когда сталкиваются до сих пор не пересекавшиеся три «ветви» русской литературы — советская официальная, эмигрантская и неофициальная, последняя оказывается фактически утраченной для читателя. Вся неофициальная поэзия 50—70-х1 годов остается известной лишь узкому кругу специалистов, тексты этого времени изданы минимальными тиражами, если вообще попали в поле зрения издателей. В то время как именно из этих традиций вырастает поэзия 80-х и 90-х, и сложно разобраться в современной поэтической ситуации, не имея представления о ее корнях. Уже в 70-е годы «поэзия стала делом словесных людей, litterari», как пишет Ольга Седакова2. Поэтическая эпоха 70—90-х годов — эпоха «культурных» поэтов, живущих в традиции и без нее немыслимых. Поэтому «…наиболее значительные художественные открытия — не все, но большая часть — в поэзии 90-х связаны с опытом неподцензурной русской поэзии и прозы 50-х — 80-х годов…».3
Так, в текстах современных концептуалистов отчетливо опознается «связь с поп-артом на уровне приемов и с обэриутами на уровне языка и отношения к предшествующей традиции»4. Поэтические тексты Дмитрия Пригова и Льва Рубинштейна вряд ли были бы возможны, если бы не было серьезного опыта «конкретистов» (Ян Сатуновский, Вс. Некрасов и др.), которые с 50-х годов «учились открывать эстетическую ценность в обрывках бытовой и внутренней речи, стремились дать права гражданства в поэзии „речи как она есть“» (Всеволод Некрасов), доводя до логического конца линию развития русского, да и мирового стиха, связанную с осознанием относительности, условности границы между «поэтическим» и «непоэтическим»5. Свобода обращения с языком и вольность экспериментов с внетекстовым пространством наследуется поэзией 80-х именно у них.
На восьмидесятые год