Анакруза в метрике и силлабо-метрике
В метрике и силлабо-метрике анакруза рассматривается только в том случае, когда частным образом видоизменяет устойчивую ритмическую единицу. Это может быть брахий (псевдо-стопа, самостоятельный краткий слог) или самостоятельный долгий слог, добавленный перед стихом. Напр. у Алкея встречается Малый сапфический стих, модифицированный брахием:
—U—U—UU—U—U → U¦—U—U—UU—U—U
Такой анакрузой мог быть модифицирован также любой трохеический стих:
—U—U—U—U… → U¦—U—U—U—U…
И дактилический:
—UU—UU—UU… → U¦—UU—UU—UU…
Такая анакруза возникала, как правило, перед сильной долей, то есть предшествовала трохею или дактилю (реже). Отсюда первый трохей при анакрузе мог рассматриваться как амфибрахий (U—U), и получал собственное название брахихорей (U¦—U), то есть амфибрахий в начале стиха, возникающий в результате анакрузы трохея брахием.
Анакруза в силлабо-тонике
Анакруза в теории русского силлабо-тонического стихосложения — безударный слог в начале строки до первого ударения. Напр.: в амфибрахическом стихе: «Руса́лка плыла́ по реке́ голубой́ // Озаря́ема по́лной луно́й» (М. Ю. Лермонтов), UÚU|UÚU|UÚU|UÚ // U¦UÚU|UÚU|UÚ, где анакруза — первый слог во второй строке.
Анакрузой также называют группу слогов перед первым ударением в стихе, независимо от того, входят эти слоги в стопу или нет. Напр. в ямбе UÚ|UÚ…, анапесте UUÚ|UUÚ…, 4-м эпитрите UUUÚ|UUUÚ… соответственно первые 1, 2 и 3 безударных слога являются анакрузой в этом значении.
Каталектика
(от др.-греч. κατάληκτος, усеченный) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении понятие окончания строки неполной урезанной стопой, в отличие от неурезанной при акаталектике. Соответственно, каталектический стих — любой стих, в котором последняя стопа полностью не сохраняется и урезана. Примеры каталектического стиха:
Vergilius, Aeneis VIII, 596 (дактилический каталектический гекзаметр, —U|—UU|—UU|—UU|—UU|—X):
Quādrupedānte putrēm sonitū quatit ūngula cāmpūm…
А. С. Пушкин, «Бесы» (трохеический каталектический диметр, ÚU|ÚU|ÚU|Ú):
Му́тно не́бо, но́чь мутна́…
Наш слух различает клаузулы безотносительно к характеру стоп; поэтому современное русское стихосложение отказалось от классификации стихотворных строк на каталектические (с усеченной стопой на конце), акаталектические (полные) и гиперкаталектические (наращенные).
Гиперкаталектика
(от др.-греч. ὑπερκατάληκτος, содержащий лишнее количество слогов) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении, понятие окончания стиха стопой, в состав которой включен дополнительный слог. Напр. гиперкаталектический дактилический диметр, —UU | —UU—, где второй дактиль увеличен на один долгий слог (—UU → —UU—). Понятие гиперкаталектики в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих в большей степени принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.
Гиперкаталектическое окончание
наличие в последней стопе стихотворной строки лишних (против нормального их числа) безударных слогов; так в строке:
«моUй дяU'дяU саU'мыUх че>U'стныUх праU'виUл»
налицо гиперкаталектическое окончание [U Ú (U)], в строке:
«ПоUдыUмU'йтеU, браU'тьяU, поU'соUхи>U»
— тоже [Ú U (U)] и т. д.
Акаталектика
(от др.-греч. ἀκατάληκτος, неусечённый) — в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении понятие окончания строки полной неурезанной стопой, в отличие от урезанной при каталектике. Соответственно, акаталектический стих — любой стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; в частности, последняя стопа не урезана. Примеры акаталектического стиха:
Horatius, Carmina I IV, 9 (дактилический акаталектический тетраметр, —UU|—UU|—UU|—UU):
Nūnc decet āut viridī nitidūm caput…
А. С. Пушкин, «Бесы» (трохеический акаталектический диметр, ÚU|ÚU|ÚU|ÚU):
Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи...
Ритмический акцент
в метрике усиление каких-либо слогов, закономерно повторяющееся и образующее ту или иную принципиально сходную ритмическую инерцию, создающую стихотворный ритм (определяющую соизмеримость стиховых отрезков). Так в стихе:
«Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил»
акцентированы 2, 4, 6 и 8 слоги; эти акценты, постоянно повторяясь, и определяют ритмичность речи, являются ритмическими. Ритмический акцент обычно совпадает с грамматическим (разговорной речи), но иногда и отступает от последнего, например:
Смутились абиссинцы, но̀
Вдруг выступил Ато-Гано
Здесь «но» (грамматически безударное) — ударно, так как находится на ритмически сильном месте.