Реформа русского стихосложения
Реформа рус.стихосл-я связана с 3 именами – В.Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Они хотели большей напевности стиха.
В 1835 г. выходит первое изд-е Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения стихов». В 1852 г. 2-е изд-е с таким же названием, на самом деле это уже совсем другая работа.
Он говорит, что надо переходить на принцип тонического стиха (т.е. силлабо-тонический). Он надеялся на хорей и дактиль,
Хорей т.к. для начала это было естественно – сильная позиция сразу дает некий акцент. В первых произв-ях, скажем детских стих-ях, нужна первая позиция ударная. Или К. Чуковский говорит, на каких основаниях должна строится поэзиия для детей – лучше всего начинать с хорея.
Дактиль. Тогда была традиция классицизма, ориентация на античность. Илиада и Одиссея написана гегзаметром. То же предлагает и Тредиаковский для соответствия – 6-стопный дактиль.
Ломоносов предлагает также ямб и дактиль – позиции приходятся на заключ.часть стопы.
А.П.Сумароков вводит еще и амфибрахий – равносвесный размер.
23) проблема пеона. случаи пятисложной метрики
Отклонения от метра
Пеон (также пэон)
— стопа античного квантитативного стихосложения, состоящая из 5 мор, трех кратких и одного долгого слога. По месту расположения долгого слога различаются пеоны I, II, III и IV. Пеон I —UUU, II U—UU, III UU—U, IV UUU—.
Начиная с символистов (А. Белый, В. Брюсов) имеется традиция вводить понятие пеона в русское силлабо-тоническое стихосложение, определяя пеон как сложную стопу из 3 неударных и одного ударного слога. Пример:
«… Заметались, затерялись в океане корабли…»(В. Брюсов, Буря с берега, пеон III, из кн. «Опыты», М., 1918).
В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедеами.
Подробно использование пеонов, как поэтический прием, рассматривает Даниил Андреев в своей работе «Некоторые заметки по стиховедению» и активно их применяет в своих произведениях. В работе Новые метро-строфы содержится обширная классификация вводимых им «метро-строф» с примерами, часть VI работы называется «Пэоны и гипер-пэоны».
Примерпеона в работе Д.Андреева «Новые метро-строфы»:
Над рекою, в невидимом предвечерии,уж потрескивал задумчивый костер,И туманы, голубые как поверия,Поднимались с зарастающих озер...Гипер-гипер-пеон:
Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников объединя,И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, -Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.Четырехсложные размеры (пэоны)
На первой – 1 пэон: – u u u
На второй – 2-й: u – u u
На третьей – 3-й: u u - u
На четвертой – 4-й: u u u -
Хвалебные песни в честь Феба.
Проблемы поставил Самсонов. Говорил, что вс6е распадается пополам на двусложные.
Изометризм стиха – к одному и тому же тексту можно подходить с разных позиций и по-разному интерпретировать.
Лучше отходить от материала. Каких строф больше, к этому логичнее и склониться.
1 пэон
Багрицкий
«Валя - Валентина,что с тобой теперь…»
Во поле березонька стояла
- u u u - u u u I – u л л
Акаталектика – когда не хватает нескольких слогов.
Гиперкаталектика – превышает (под вечерам над ресторанами).
Каталектика – нормально
2 пэон
Роман в стихах Пастернака «Спекторский» целиком написан на нем.
Или стих-е Бродского «Посвящается Ялте»:
История рассказанная ниже – правдива…
3 пэон
У А.Вертинского «Пикколо Бамбини»
Вечерело. Пели вьюги. Хоронили Магдалину. Цирковую балерину.
Какая-то душещипательность.
Близка «переправа» Твардовского
4 пэон
Анненский «Как эта улица пыльна, раскалена…»
Какая-то изломанность, декаданс
Пушкин «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»
Пятисложные размеры
Почти всегда связаны с изометризмом.
У Н.Заболоцкого
Зацелована, околдована
u u – u u I u u – u u
Или комбинация анапеста с пиррихием?
Другое
Стих (греч. stichos – ряд, строка) – не только форма художественной речи, отличающаяся от прозы дополнительной интонационной упорядоченностью, но также изохронный (т.е. соизмеримый по времени произнесения с другими) отрезок речи из числа тех, на которые распадается её поток в результате интонационного упорядочивания. Слово «стих», применяемое в этом значении, является синонимом «строки». Такое понимание стиха вызвано самой историей явления: в раннесредневековой европейской поэзии для отделения стихотворных строк использовали особые пунктуационные знаки, в поэзии следующих эпох поэты стали располагать строки в виде относительно ровных столбцов, что позволило широкому кругу читателей увидеть в стихе отдельную, графически выделенную единицу. Поэтому стих, понимаемый в значении строки стихотворного текста, считают его основной единицей.
В стиховедении с понятием о стихе оказывается связан ряд других понятий из числа основных.
Прежде всего, любая форма стиха, принадлежащая какой-либо национальной традиции и какому-либо периоду истории характеризуется метром и ритмом, а в случае особой ритмической упорядоченности – и стихотворным размером.
Кроме того, для всех форм стиха (незваисимо от их отнесенности к определённой системе стихосложения) характерны паузы, а также в них может возникать явление анжанбемана. Для форм силлабо-метрики, силлабики и силлабо-тоники бывают характерны и особенные внутристиховые паузы – цезуры.
Наконец, к кругу важных понятий относятся и те, что ассоциируются с отдельными системами стихосложения. Так, для силлабо-метрики и силлабо-тоники оказывается важным понятие стопы, а для тоники – понятие икта.
Метр
Метр (греч. metron – мера) – абстрактная, предельно общая ритмическая схема для каждой из строк стихотворного произведения. Данное понятие свойственно всем системам стихосложения, впрочем, используется в основном по отношению к силлабо-тонике, где определяет тип стопы, т.е. указывает на положение в ней и вообще в стихе «сильных» и «слабых» мест (иными словами, преимущественно ударных и преимущественно безударных).
Метр задаёт принцип чередования таких мест. Например, если в качестве метра стихотворения выбрана стопа ямба, то принцип чередования «сильных» и «слабых» мест можно сформулировать так: из каждой пары слогов в любой строке текста первый слог занимает «слабое» место, а второй – «сильное» ( ...). Принцип чередования в хореическом тексте: каждый первый из двух слогов – на «сильном» месте, каждый второй – на «слабом» ( ...). Любую из общих метрических схем уточняет стихотворный размер, указывающий на точное количество стоп в каждом стихе. Так, стихотворение Ф.И.Тютчева «Цицерон» написано ямбическим метром, а стихотворный размер этого произведения – ямб 4-стопный.
Ритм
Ритм (греч. rhythmos – соразмерность) – мерное чередование однотипных элементов литературного текста.
В узком (прямом) значении слово «ритм» используют при описании интонационно-речевой композиции прозаического или – чаще – стихотворного сочинения. В речи прозаической ритм может проявлять себя в виде последовательности синтаксических отрезков одной длины (фраз или их интонационно выделяемых частей – «колонов»). Здесь границы ритмических частей могут быть подчёркнуты стилистическими фигурами, относящимися к различным видам повтора (анафорой, эпифорой, и т.д.) или параллелизма.
В речи стихотворной он проявляется как конкретная интонационная схема каждой строки. Данная схема материализует и варьирует общую метрическую схему целого произведения или его стихотворный размер: в силлабо-тонике – уточняет, не приходятся ли безударные слоги на «сильные» места (о подобном явлении говорят как о «пропуске метрического ударения») и не приходятся ли ударные слоги на «слабые» места» (такое явление называют «сверхсхемным ударением»); в тонике – помогает определить реальное число ударений для каждой из строк текста, имеющих общий размер (например, при 3-ударном тактовике большинство строк имеют по 3 ударения, но в отдельных стихах может быть 2 или 4 ударения).
Пиррихий
(греч. Πυρρίκη) в греческом стихосложении представлял собою стопу, состоящую из двух кратких слогов U U. Иррациональным пиррихием называлась стопа, когда один из слогов имел большую долготу, которая не могла быть выражена целой морой, чем другой (позднее, может быть, и зачатки ударности). Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения.
В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (теория ипостас, например, В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп [1] отпадает и понятие пиррихий для русского стиха.
Антибакхий
трехстопная стопа, состоящая из двух ударных и одного неударного слога.
В русском языке, где каждое слово несет лишь одно явственное ударение, такая стопа может образоваться из двух слов и служит ипостасой амфибрахия. Интересный случай антибакхической звучалности имеем мы в Лермонтовском «И скучно, и грустно» в стихе «Что страсти? ведь рано иль поздно их сладкий недуг…». Строго говоря, чистых антибакхиев вроде отмеченного Брюсовым из того же стихотворения: «В себя ли заглянешь, — там прошлого нет и следа» (антибакхий — «там прошлого») здесь нет. В стопах: «Что страсти», «ведь рано», «иль поздно», «их сладкий» — слова «что», «иль» и «их» — потеряли свое ударение, правда, не в равной мере. Отрицать, однако, антибакхической настроенности приведенного стиха нельзя, что ясно видно из следующего. Если стих «что страсти? ведь рано иль поздно их сладкий недуг» прочесть вместе с чистым амфибрахическим стихом: «Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать», — то даже, приняв во внимание незначительное различие цезур, надо будет признать их различный характер, а, главное, неравномерную для слуха длительность, — первый стих окажется «тягучее» второго. Здесь-то и обнаруживается, его антибакхическая «затрудненность». При сравнении же этого стиха со стихом «В себя ли заглянешь, — там прошлого нет и следа», обнаружится еще одна причина его «затрудненности», стоящей в связи с условиями ипостасирования амфибрахия антибакхием. Дело в том, что, как указывает в «Науке о стихе» Валерий Брюсов, ипостаса амфибрахия антибакхием правильна лишь при условии, что цезура стоит перед антибакхием. Это условие и соблюдено в стихе «В себя ли заглянешь»…, где перед словами «там прошлого», образующими антибакхическую стопу, мы имеем цезуру после слова «заглянешь». В стихе же «Что страсти…» перед звучащими антибакхически «иль поздно» и «их сладкий» цезуры нет, что еще более «затрудняет» этот стих, который таким образом, по сравнению со стихом: «Желанья, что пользы…» «отяжелен», во-первых, наличием терх антибакхических звучащих стоп, во-вторых, отсутствием цезур перед двумя из них и, наконец, в третьих, тем, что в стихе «Желанья»(где главная цезура тоже после первой стопы «желания») он делает более явственным вследствие своей антибакхической «насыщенности» неравномерность разделения стиха главной цезурой. Действительно, эта цезура оставляет по одну сторону лишь одну стопу — «желанья» или «что страсти», а по другую все остальные стопы, число которых равно четырем.
Ана́круса
(тж. анакру́за; др.-греч. ἡ ἀνάκρουσις, отталкивание, попятное движение, обратный ход) — самостоятельный долгий или краткий слог в начале стиха до первой стопы.