Звуковая организация стиха. виды звукописи

Звукопись - это "исп-е вторичных звук признаков речи для выраж различн эмоций, доп смыслов и т.п. (Больш.советская энц-я). В поэт словаре А. П. Квятковского - звукопись - это услов термин для одного из видов инструментовки стиха , кот устанавлив соотв-е фонет состава фразы в изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отл от рифмы,
повторяюще регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появл, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звук отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется".

Писать звуками.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)

Звукопись - это художественный приём,
заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые
имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись создаётся разными приёмами:

1. Аллитерация– повторение одинаковых или сходн.согласных. Чувство меры и худ такт поэта опр выбор, хар-р и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может. ( «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле... – Слово о полку Игореве). Передача настр-я перед битвой. Пушкин, Тютчев, Державин, Батюшков.

2. Ассонанс – повторение гласных звуков. Для выразительности речи.

(Лермонтов: У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки…) Повт-е у – для созд-я атмосферы утра.

3. Каламбурная рифма – рифмы, постр.на игре слов и звук.сходстве. Для достиж.комич.эффекта. Пушкин, Маяковский. Исп-е омонимов, многознач.слов.

Пр. - Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора, эпифора

Эпифора – повт-е конца стиха. Анафора – повт-е сродных звуков, слов, синт.повт-й в нач.стихов, строф.

А) Лексич.анафора - Приутихло, приуныло море синее,
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие, —
Благоверная царица преставлялася...
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтакс анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтакс констр-й:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повтор слов или синтакс построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается послед строкой:

Земля!

От влаги снеговой

Она еще свежа.

Она бродит сама собой

И дышит, как дежа.

Земля!

Она бежит, бежит.

Эпифоры- Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гналипечали,

и пеливдали…

(К. Бальмонт)

5. Онопатомея – слова, имитир.собств.значение – храп, хруст.

Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хрусталь (Северянин)

Сущ многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звуковые повторы

Они имеют сходный хар-р с другими повторения (припевами, роефренами) и имеют непоср-венное отношение к нашему восприятию. Чем больше повторяешь, тем больше убеждение.

В европейском стихе повторы начинаются на уровне аллитераций (кельтской, германской традции) – повторении одних и тех же близко звучащих времен. Аллитерация – принцип состоит на созвучии звуков, чаще согл., повторяющихся из строки в троку, но не регулярно, без сис-мы. Пр. в «Песне о Хилльдебранде» созвучны имена конунгов (Хельдебранд, Херебранд и т.д.).

«Песнь о Нибелунгах» несет в себе зачатки рифмы.

Гертруда Стайн написала: «а роза есть роза, есть роза, есть роза», или др. перевод: «…я роза как все, что угодно».

Но в этих аллитерациях не хватает некоей упорядоченности (они то появляются, то нет в любом месте), мы ждем отклика некоего и потому появилась рифма.

фоника

– учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (например, текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных), так и применение его автором звуковых повторов (аллитерации, консонанса и ассонанса), а также факты их семантизации.

Звукопись

это совокупность приемов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, так как носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем, многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.

Иногда повторы звуков или их сочетаний имеют исключительно орнаментальную функцию, т.е. украшают текст тем, что придают ему в целом благозвучие. Но иногда они связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением – и именно тогда возникает явление звукописи:

Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Идет. К нему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

В поэме ''Полтава'' А.С.Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремленность русского царя.

Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.

Ассонанс

Наши рекомендации