Знакомство с рисунками е. чарушина
Педагог подбирает книги с рисунками Е. Чарушина. Дети, по его просьбе, обращаются за помощью к методисту дошкольного учреждения, просматривают книги в своей личной библиотеке.
Дети рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями с педагогом, сравнивают зверей Ю. Васнецова и Е. Чарушина.
Воспитатель читает отрывки из книги JI. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери?», сопровождая чтение показом рисунков к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок» и рассказам о животных, написанных Е. Чарушиным.
«Художник Евгений Иванович Чарушин больше всего любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайчата, ежи, и кошки, собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал.
Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.
Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши — ласковые и озорные, а взрослые — серьезные и сильные.
Знал Чарушин, что детям очень нравятся разные выдумки. И захотелось однажды ему сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери.
Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.
В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом укутана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте —любимая морковка. Тепло в избушке, вон и печка топится.
А зайка —пушистый, глаза большие, темные. Уши —торчком, лапы —на подоконнике. Отдыхает от всех забот...
Отвоевал петух у лисы избушку.
И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петухом чай распивает. Обеими лапками блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у малыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайчик. И сказочный, конечно.
Ну и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.
Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка.
Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Принаряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести.
А козлята, беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у них детские...
Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал. Пасть оскалил. Козлятиной полакомиться хочет.
Уж кто-кто, а Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится...
А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает.
Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается.
Глупый медведь! Ведь раздавит, дурень, теремок и всех зверей раздавит!
Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать.
Еще бы! Ведь сколько художником было сделано зарисовок и на охоте, и в зоопарке.
Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни коварства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».
В подходящий момент нужно помочь детям закрепить полученные знания о своеобразии рисунков того или иного художника. Приведем пример.
Перед детьми рисунки Ю. Васнецова, выполненные на темы русских народных песенок и потешек. Воспитатель предлагает рассмотреть какой-нибудь рисунок, например, к шуточной народной потешке «По поднебесью, братцы, медведь летит».
Педагог выясняет, что дети могут рассказать о рисунке. Предлагает придумать название к этой сказочной картинке. Выслушивает ответы, затем сообщает название потешки и 2-3 раза зачитывает ее.
— В потешке говорится, что «свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вывела». Давайте повнимательнее рассмотрим ель и ее обитателей, — предлагает педагог.
При рассматривании рисунка воспитатель обращает внимание детей на следующие моменты: «Темная красавица ель очень похожа на настоящее дерево. Она изображена во весь лист. На темно-зеленой хвое четко прорисованы розовые и чистенькие поросятки с бантиками на спинках.
Мимо ели пролетает огромный медведь. Шустрый поросенок перебрался на медвежий загривок и летит на медведе, как на ковре-самолете, да еще и веточкой его погоняет. Рядом с ними изображен другой поросенок. Он, очевидно, тоже летел верхом на медведе, да сорвался и теперь, испуганный, летит впереди. Сам медведь большой, неуклюжий, летит, смешно растопырив передние лапы. Глаза у него большущие, рот приоткрыт. Должно быть, от восторга.
Внизу чистенькая деревенька, утонувшая в сугробах. Морозно, печи топятся. По дороге мужики гонят поросят. Те то ли с дерева сбежали, то ли, наоборот, решили от хозяев удрать, позавидовав семейству на ели. Мужики идут спокойно и деловито. Они явно не видят медведя, пролетающего у них над головами.
Рисунок яркий и нарядный. Чистый голубой фон с белыми пятнами, там и тут розовые поросята —все это делает рисунок праздничным. Голубой цвет удачно разбросан по рисунку. Эта голубизна попала на одежду одного из мужиков, бант у одного из поросят тоже голубой.
И солнце, как на многих других рисунках Юрия Васнецова, необычное, — напоминает крупный желтый цветок с черными игольчатыми лепестками».
Педагог предлагает детям нарисовать солнце и дерево, подражая Ю. Васнецову.
Можно научить детей играть в хороводную игру «Венок» (по стихотворению «Венок» Е. Благининой).
Игра «Венок»
Дети образуют хоровод. Воспитатель исполняет роль ведущего. У него на голове венок из полевых цветов.
Ведущий стоит в центре хоровода. Дети идут по кругу (или стоят), изображая, что плетут венок. При этом они приговаривают:
Мы плетем, плетем венок, Заплетаем полевой. Ай-люли, ай-люли, Заплетаем полевой.
Появляется ребенок. На голове у него шапочка с изображением ромашки (или он держит в руке цветок).
Ведущий.
Белая рубашка, Желтенький платок... Как зовут?
Ребенок.
Ромашка, Полевой цветок.
Ведущий (обращается к детям). Вам нужна ромашка? Дети. Да! Пусть бежит скорей сюда! Ромашка встает в круг. Игра продолжается.
Друг за другом появляются гвоздика, колокольчик, одуванчик (дети в шапочках цветов).
— Цветик-невеличка, Алый, огневой.
Как зовут?
— Гвоздичка, Цветик полевой.
— Не в глуши ль еловой Видела тебя? (Видел я тебя?) Кто же ты?
— Лиловый Колокольчик я.
— Желтый сарафанчик, Прямо как желток! Кто ты?
— Одуванчик, Полевой цветок.
Заканчивая игру, дети поют:
Мы сплели, сплели венок Из цветочков полевых, Ай-люли, ай-люли, Из цветочков полевых.
А кому в венке ходить, А кому его носить? Ай-люли, ай-люли, А кому его носить?
Выбирается новый водящий. Ему надевают венок.
Будет Коля в нем ходить, Будет Колюшка водить, Ай-люли, ай-люли, Будет Колюшка водить.
Игра повторяется 3—4 раза с некоторыми изменениями. Например, представившись, ребенок-«цветок» не включается в общий хоровод, а остается в центре круга и вместе с водящим ведет диалог с очередным цветком и хороводом. Когда исполняется заключительная песня, цветы ведут свой хоровод внутри общего круга.
Приложение