Знакомство с рисунками е. чарушина

Педагог подбирает книги с рисунками Е. Чарушина. Дети, по его просьбе, обра­щаются за помощью к методисту дошкольного учреждения, просматривают книги в своей личной библиотеке.

Дети рассматривают рисунки, делятся своими впечатлениями с педагогом, срав­нивают зверей Ю. Васнецова и Е. Чарушина.

Воспитатель читает отрывки из книги JI. Кудрявцевой «Что за чудо эти звери?», сопровождая чтение показом рисунков к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок» и рассказам о животных, написанных Е. Чарушиным.

«Художник Евгений Иванович Чарушин больше всего любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайча­та, ежи, и кошки, собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал.

Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.

Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши — ласковые и озорные, а взрослые — серьезные и сильные.

Знал Чарушин, что детям очень нравятся разные выдумки. И захотелось однаж­ды ему сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоя­щие звери.

Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.

В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом уку­тана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте —любимая мор­ковка. Тепло в избушке, вон и печка топится.

А зайка —пушистый, глаза большие, темные. Уши —торчком, лапы —на подо­коннике. Отдыхает от всех забот...

Отвоевал петух у лисы избушку.

И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петухом чай рас­пивает. Обеими лапками блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у ма­лыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайчик. И сказоч­ный, конечно.

Ну и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.

Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем по­думать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка.

Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Принаряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопит­ся детишкам молока принести.

А козлята, беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Да­же игрушки у них детские...

Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал. Пасть ос­калил. Козлятиной полакомиться хочет.

Уж кто-кто, а Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, ког­да подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится...

А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапа­ми трясет, зубами лязгает.

Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается.

Глупый медведь! Ведь раздавит, дурень, теремок и всех зверей раздавит!

Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать.

Еще бы! Ведь сколько художником было сделано зарисовок и на охоте, и в зо­опарке.

Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни ко­варства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».

В подходящий момент нужно помочь детям закрепить полученные знания о своеобразии рисунков того или иного художника. Приведем пример.

Перед детьми рисунки Ю. Васнецова, выполненные на темы русских народных песенок и потешек. Воспитатель предлагает рассмотреть какой-нибудь рисунок, нап­ример, к шуточной народной потешке «По поднебесью, братцы, медведь летит».

Педагог выясняет, что дети могут рассказать о рисунке. Предлагает придумать название к этой сказочной картинке. Выслушивает ответы, затем сообщает название потешки и 2-3 раза зачитывает ее.

— В потешке говорится, что «свинья на ели гнездо свила, гнездо свила, деток вы­вела». Давайте повнимательнее рассмотрим ель и ее обитателей, — предлагает педагог.

При рассматривании рисунка воспитатель обращает внимание детей на следую­щие моменты: «Темная красавица ель очень похожа на настоящее дерево. Она изоб­ражена во весь лист. На темно-зеленой хвое четко прорисованы розовые и чистень­кие поросятки с бантиками на спинках.

Мимо ели пролетает огромный медведь. Шустрый поросенок перебрался на медве­жий загривок и летит на медведе, как на ковре-самолете, да еще и веточкой его пого­няет. Рядом с ними изображен другой поросенок. Он, очевидно, тоже летел верхом на медведе, да сорвался и теперь, испуганный, летит впереди. Сам медведь большой, не­уклюжий, летит, смешно растопырив передние лапы. Глаза у него большущие, рот при­открыт. Должно быть, от восторга.

Внизу чистенькая деревенька, утонувшая в сугробах. Морозно, печи топятся. По дороге мужики гонят поросят. Те то ли с дерева сбежали, то ли, наоборот, решили от хозяев удрать, позавидовав семейству на ели. Мужики идут спокойно и деловито. Они явно не видят медведя, пролетающего у них над головами.

Рисунок яркий и нарядный. Чистый голубой фон с белыми пятнами, там и тут розовые поросята —все это делает рисунок праздничным. Голубой цвет удачно разб­росан по рисунку. Эта голубизна попала на одежду одного из мужиков, бант у одно­го из поросят тоже голубой.

И солнце, как на многих других рисунках Юрия Васнецова, необычное, — напоми­нает крупный желтый цветок с черными игольчатыми лепестками».

Педагог предлагает детям нарисовать солнце и дерево, подражая Ю. Васнецову.

Можно научить детей играть в хороводную игру «Венок» (по сти­хотворению «Венок» Е. Благининой).

Игра «Венок»

Дети образуют хоровод. Воспитатель исполняет роль ведущего. У него на голове венок из полевых цветов.

Ведущий стоит в центре хоровода. Дети идут по кругу (или стоят), изображая, что плетут венок. При этом они приговаривают:

Мы плетем, плетем венок, Заплетаем полевой. Ай-люли, ай-люли, Заплетаем полевой.

Появляется ребенок. На голове у него шапочка с изображением ромашки (или он держит в руке цветок).

Ведущий.

Белая рубашка, Желтенький платок... Как зовут?

Ребенок.

Ромашка, Полевой цветок.

Ведущий (обращается к детям). Вам нужна ромашка? Дети. Да! Пусть бежит скорей сюда! Ромашка встает в круг. Игра продолжается.

Друг за другом появляются гвоздика, колокольчик, одуванчик (дети в шапочках цветов).

— Цветик-невеличка, Алый, огневой.

Как зовут?

— Гвоздичка, Цветик полевой.

— Не в глуши ль еловой Видела тебя? (Видел я тебя?) Кто же ты?

— Лиловый Колокольчик я.

— Желтый сарафанчик, Прямо как желток! Кто ты?

— Одуванчик, Полевой цветок.

Заканчивая игру, дети поют:

Мы сплели, сплели венок Из цветочков полевых, Ай-люли, ай-люли, Из цветочков полевых.

А кому в венке ходить, А кому его носить? Ай-люли, ай-люли, А кому его носить?

Выбирается новый водящий. Ему надевают венок.

Будет Коля в нем ходить, Будет Колюшка водить, Ай-люли, ай-люли, Будет Колюшка водить.

Игра повторяется 3—4 раза с некоторыми изменениями. Например, представив­шись, ребенок-«цветок» не включается в общий хоровод, а остается в центре круга и вместе с водящим ведет диалог с очередным цветком и хороводом. Когда испол­няется заключительная песня, цветы ведут свой хоровод внутри общего круга.

Приложение

Наши рекомендации