Занятие 1. Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Цель. Помочь детям понять, как много времени и сил отнима­ет у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи ма­мам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход занятия

«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» — обраща­ется воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положительно оцени­вая такие слова, как мир, Родина, и заключает: «Самое лучшее слово на свете — мама!»

Педагог предлагает ребятам рассказать о мамах. (Мама умная, доб­рая, красивая.) Выслушивает 4—5 человек. Затем продолжает разговор: «Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовить еду, печь, стирать, гладить, шить, вязать...)

Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то, что мамы работают —кто в больнице, кто в школе, кто в магазине, — они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хо­зяйству? (Выслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) Вы еще малы, и некоторые домашние дела вам пока не по силам. Но мно­гое дети обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, книж­ки, поливать цветы, ухаживать за животными, звонить бабушке. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее сво­им вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать».

Воспитатель дает детям возможность высказаться, затем продол­жает: «Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее донести.

В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обязательно предложить сесть маме и настоять на этом. Выходя из транспорта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче вый­ти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и вни­мательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости. По­водов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение».

Педагог читает стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине». Интересуется у детей, поступал ли кто-нибудь из них так же, как рас­сказывается в стихотворении.

Затем читает стихотворение А. Барто «Перед сном» (см. Приложе­ние). После чтения замечает: «Теперь вы знаете, о чем надо попро­сить маму, ложась спать». (Посиди со мной. Поговорим перед сном.)

В заключение воспитатель спрашивает, о чем дети узнали на се­годняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.

Занятие 2. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» (Гербова В. В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение (любой год издания).)

Цель. Учить детей работать с картинками с последовательно раз­вивающимся действием.

Ход занятия

Педагог обращает внимание детей на картинки, выставленные на доске. Просит повнимательнее рассмотреть их и определить, в правильном ли порядке они стоят. Дети отмечают, что картинки следует располо­жить иначе, и объясняют, какую картинку нужно поставить первой.

С помощью детей педагог восстанавливает нарушенный порядок и говорит, что теперь можно составить интересный рассказ в картин­ках. Но сначала он просит придумать название каждой картинке: «Ма­ма с сыном выбирают щенка», «Купание щенка», «Щенок проголо­дался», «Баю-баю, спи, малыш».

Далее четыре ребенка поочередно (с мест) рассказывают о содер­жании картинок. Если нужно дополнить рассказ, педагог обращается за помощью к детям.

«А теперь самое трудное задание, — говорит педагог. — Надо соста­вить рассказ по всем четырем картинкам сразу, не пропустив ни од­ной из них».

Воспитатель выслушивает два рассказа. Затем предлагает детям оценить их. («Я думаю, что рассказ Оли (Светы) выиграл бы...» и т.п.)

Занятие 3. Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем...»

Цель. Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность имп­ровизировать.

Предварительная работа. Задолго до праздника педагог обсуждает с детьми, что можно подарить тому или иному сотруднику: «Я знаю, что Нина Ивановна, методист детского сада, очень любит изделия народ­ного промысла. Может быть, стоит подарить ей наши рисунки хохло- мских мисок и ложек?» и т.д. Вместе с детьми воспитатель решает, ко­му целесообразнее подарить аппликацию, кому — поделку из природного материала, кому —закладку для книги, игольницу и т.п. Отрабатыва­ются и соответствующие речевые обороты, например: «Дорогая Анто­нина Ивановна! Позвольте сердечно поздравить Вас с праздником и вручить подарок, который мы сделали специально для Вас».

Ход занятия

«Вот уже и позади первый весенний праздник — Международный женский день, —говорит воспитатель. — Все сотрудники детского сада очень благодарны воспитанникам старшей группы за внима­ние и заботу.

Вы ходили поздравлять сотрудников небольшими группами. Рас­скажите о том, кого и как вы поздравляли: как вошли, что сказали, понравился ли взрослому ваш подарок и как вы догадались о том, что подарок понравился».

Воспитатель выслушивает и оценивает рассказы. Если какой-то рассказ оказался излишне краток, просит дополнить его, задавая уточ­няющие вопросы.

Педагог предлагает ребятам поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем». Он приглашает двоих детей. Пошеп­тавшись с ними, помогает им определиться с тем, что показать. Нап­ример, один ребенок показывает, как он ловит рыбу, другой, как дер­жит наготове сачок (или изображает кошку, которая ходит, заглядывая в ведерко с рыбой) и т. п.

Воспитатель спрашивает у детей, что еще они хотят изобразить. Выслушивает ответы, предлагает свои варианты.

Далее дети по одному или вдвоем что-нибудь изображают, обу­чаясь импровизации.

Наши рекомендации