Театр молчания» М.Метерлинка. Феерия «Синяя птица»: философия, проблематика жанр.
Морис Метерлинк (1862 - 1949) - крупнейший теоретик и драматург символизма, создатель "театра смерти", "бельгийский Шекспир", как называли его современники.
Философскую основу художественных взглядов драматурга составил мистический вариант идеализма. Метерлинк на место католического Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Оно повсюду и часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - это только слабые и жалкие существа, без видимой цели, а когда человек - вместилище Неизвестного, он живёт без дела, без мысли, без слова потому, что невозможно выразить словами невыразимое, "тайну": "Истинная жизнь создается в молчании". Таким образом, "театр молчания" Метерлинка стал своеобразной художественной иллюстрацией его философии.
"Театр молчания" проявляется, когда его участники не столько разговаривают друг с другом, сколько вслушиваются в себя, обнаруживая свое состояние в лаконичных, нервных, музыкальных репликах. Они определенным образом настраивают зрителя, вызывают у него нарастающее чувство страха перед Неизвестным, которое благодаря таланту драматурга сделалось как бы осязаемым, стало реально присутствовать на сцене (драмы "Непрошеная" и "Слепые" 1890, "Семь принцесс" 1891, "Пелеас и Мелисанда" 1892, "Там внутри" и "Смерть Тентажиля" 1894).
В 1905 г. драматург создал свое лучшее и самое известное произведение - пьесу "Синяя птица", философскую сказку о смысле человеческой жизни. Ее герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "...я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".
Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие "Синей птицы", "простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной". Так отзывался об этой пьесе К.С. Станиславский, поставивший ее в 1908 г. на сцене Московского Художественного театра.
"Синяя птица" стала вершиной творчества Метерлинка, а сам [122] драматург приобрел европейскую известность. В 1911 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В третий период литературной деятельности (1917 - 1945), обосновавшись во Франции, Метерлинк много работал: им написаны почти два десятка пьес ("Бургомистр Стильмонда", 1918; "Соль жизни", 1920; "Жанна д'Арк", 1940; "Страшный суд", 1941 и др.), множество трактатов и эссе по различным проблемам философии и искусства ("Перед лицом бога", 1937; "Другой мир", 1942 и др.).
2.Социокультурная ситуация 90-х годов. Особенности литературного процесса на современном этапе.
В конце 1990-х годов появляется поколение совсем молодых писателей – А. Уткин, А. Гостева, П. Крусанов, А. Геласимов, Е. Садур и др, о которых Виктор Ерофеев говорит: «Молодые писатели – первое за всю историю России поколение свободных людей, без государственной и внутренней цензуры, распевающих себе под нос случайные рекламные песенки. Новая литература не верит в «счастливые» социальные изменения и моральный пафос, в отличие от либеральной литературы 60-х годов. Ей надоели бесконечное разочарование в человеке и мире, анализ зла (литература андеграунда 70-80-х гг.)
Первое десятилетие XXI века – настолько разноплановое, многоголосое, что об одном и том же писателе можно услышать крайне противоположные мнения. Так, например, Алексей Иванов - автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», «Сердце Пармы», «Золото бунта» - в «Книжном обозрении» назван самым ярким писателем, появившемся в российской литературе XXI века». А вот какое мнение об Иванове высказывает писатель Анна Козлова: «Картина мира Иванова – это участок дороги, который видит из своей будки цепной пёс. Это мир, в котором ничего нельзя изменить и остаётся только пошучивать над рюмкой водки в полной уверенности, что только что тебе во всех неприглядных подробностях открылся смысл жизни. В Иванове мне не нравится его стремление быть лёгким и глянцевитым… Хотя не могу не признать, что он – чрезвычайно одарённый автор. И своего читателя нашёл».
Новейшая литература – сложна и многообразна. «Современная литература – это не рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов о жизни.», - полагает лауреат Букеровской премии 2002 г. Олег Павлов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21