Творческий путь Е. Замятина. Рассказы.
Вопрос
Творческий путь Е. Замятина. Рассказы.
Вопрос
ПЕРВАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ (1920е - 1930е годы).
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917г., когда Россию массово начали покидать беженцы.
Так как граница России закрылась, то многие покидали страну нелегально.
После 1917г. из России выехало около 2-х миллионов человек. Центры русского рассеяния: Берлин, Париж, Прага, София, Белград, Харбин и др. В 1920-1924 гг. ведущим интеллектуальным и литературным центром был Берлин, а центром политическим - Париж.
Покидали страну: белогвардейцы, интеллигенция. ¾ эмигрантов имели образование не ниже среднего.
За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь. В те годы в Берлине выходило много русских газет и журналов. Наряду с сугубо эмигрантскими изданиями («Руль», «Голос России», «Дни», «Время», «Грядущая Россия» и др.) здесь выходили и просоветские «Новый мир» и «Накануне».
В начале 1920х гг. создаются новые организации, объединяющие широкие круги деятелей культуры и науки, офицеров, студентов. Это Союз русских литераторов и журналистов, Союз русских музыкальных деятелей, Общество спасения русской книги, Русское юридическое общество, Союз русских студентов, Союз русских офицеров и т.д. В Париже возникли и выходили крупнейшие периодические издания — от ежедневных газет до «толстых журналов». Многие издания выходили недолго, наиболее жизнеспособными и известными были газеты «Последние новости» и «Возрождение».
Но несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим.
После пересечения границы они оказывались без средств существования. Основной заработок: прислуга, учителя, водители такси, музыканты в кабаках. Большинство эмигрантов нищенствовало.
Из числа известных писателей эмигрировали («Старшее поколение»): Иван Бунин, Александр Куприн, Иван Шмелев, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Дмитрий Мережковский, Тэффи, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, И. Северянин, А. Толстой, А. Аверченко, И. Шмелев, Саша Черный. Марина Цветаева, Владислав Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович.
На их долю выпала миссия сохранять русскую литературу за рубежом.
«Среднее поколение»: молодые люди, выросшие в России и помнящие ее, вывезенные в подростковом возрасте. Они стали известны уже за границей.
Это: В. Набоков, Б. Поплавский, Г. Газданов.
«Младшее поколение»:Россию помнили смутно, но были воспитаны в русском духе. Так называемое «Незамеченное поколение». Они не могли жить прошлым, во многом у них сформировался комплекс отверженности.
Это: Марк Алданов, Михаил Осоргин, Арсений Несмелов и др.
Для русской эмиграции первой волны стала насущной проблема взаимоотношения поколений и различных направлений. Заметнее всего это стало в 1930-е гг., когда окрепло «молодое поколение» эмигрантских писателей – среднее и младшее поколение стало обвинять старшее. Проблема заключалась прежде всего в вопросе о преемственности этих поколений.
Старая эмиграция жила исключительно прошлым, и, даже если думала о будущем России, это будущее представлялось ей в ореоле и образах прошлого. Кроме того, взаимоотношения между поколениями эмигрантов усугублялись и тем, что «дети» обвиняли «отцов» в случившейся с Россией трагедии - слишком горькое наследие досталось им.
ЛИРИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ.
Новый этап в развитии русской литературы XX в. ознаменовался началом Второй мировой войны в 1939г.
22 июня 1941г. Германия нападает на СССР. До 1943 года у СССР была в основном тактика отступления.
Все силы были брошены на фронт, даже заключенных выпускали из лагерей.
Уже на следующий после начала войны день у председателя Комитета по делам искусства М. Храпченко состоялось совещание драматургов и поэтов. Вскоре при комитете была создана специальная репертуарная комиссия, которой было поручено отобрать лучшие произведения на патриотические темы, составить и распространить новый репертуар, следить за работой драматургов.
Произошел всплеск поэтического творчества. Поэзия давала возможность выплакаться, обрести надежду. Это была поэзия не сверху, а снизу. По большей части этой стихии не о войне, а написанные войною.
24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война». На следующий день композитор А.Александров написал к ней музыку. Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.
В годы Великой Отечественной войны русская литература практически целиком посвятила себя благородному делу зашиты Отечества. Ее ведущей темой стала борьба с фашизмом, ведущим жанром - публицистика.
Писатели и поэты уходили в народное ополчение, в действующую армию. Многие работали во фронтовых газетах — А.Твардовский, К.Симонов, Н.Тихонов. А.Сурков, Е.Петров, А.Гайдар, В.Закруткин, М.Джалиль.
Произошли изменения, касающиеся жанрового состава художественной литературы. С одной стороны, укрепились позиции публицистики и беллетристики, с другой - сама жизнь потребовала восстановления в правах лирики и сатиры. Одним из ведущих жанров стала лирическая песня.
Творчество Алексея Суркова.
Родился в деревне в Ярославской губернии в крестьянской семье.
С 12 лет подрабатывал «на побегушках» (разнорабочим) в Санкт-Петербурге.
Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом Гутуевский.
В 1918 добровольцем ушёл рабоче-крестьянского красную армию. Служил до 1922 года пулемётчиком и конным разведчиком. По окончании Гражданской войны вернулся в родную деревню.
В 1924 году его стихи опубликованы в газете «Правда», но подлинным началом своей поэтической деятельности он считал 1930г, когда вышел первый сборник стихов «Запев», а затем сборники - «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путем песни» (1937), «Так мы росли» (1940).
Работал в журнале «Литературная учеба» под руководством М. Горького.
Когда началась война ушёл корреспондентом на фронт.
Его «Декабрьский дневник» (1940), запечатлевший трудности суровой зимней кампании и «лица походных друзей», послужил как бы подступом к стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны: сборники «Декабрь под Москвой» (1942), «Я пою победу» (1946), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая» (1944). Освободясь от некоторого недоверия к лирике, Сурков сумел проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Особенную популярность приобрели его песни «Бьется в тесной печурке огонь…», «Песня смелых» (1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 Сталинской премией. Суровость тона, скупость красок сплавлены в них с высоким лиризмом.
«В землянке» была первой лирической песней, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем того, кто его ждал с войны. Это были 16 «домашних» строк из письма к жене. Письмо было написано осенью 1941 года после одного очень трудного для А. Суркова фронтового дня, но потом это стихотворение стало популярным среди солдат и для него была написана музыка.
Главный герой всех стихов Алексея Суркова о войне – простой солдат. Его героизм лишен позы и поэтому надежен. Поэт высказывает за солдата то, что тот вынужден таить в глубине души. Не зря поэзию Суркова называли поэзией солдатского сердца. Показывая войну как каждодневный подвиг народа, поэт отдавал должное всем родам войск. Он писал о летчиках, саперах, пулеметчиках, но особенно выделял труженика солдата–пехотинца.
Для лирики Суркова характерны исповедальность и тишина (считал, что войне не нужно кричать), натурализм.
В послевоенные годы А.А.Сурков много путешествовал в составе литературных и общественных организаций. Впечатлениями от этих путешествий и встреч навеяны его стихи, вошедшие в сборники: "Миру - мир"(1950), "Восток и Запад"(1957), "Песни о человечестве"(1961),"Что такое счастье?"(1969).
История создания повести
Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» - это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому. Распутин вовсе не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. В устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, изуродованную цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам и предостерегает: «Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге». Один из основных философских смыслов повести заключается в том, что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Распутин устами своей героини, Дарьи, говорит о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары.
Вопрос. Творчество А. Солженицына: жизненный и творческий путь. «Одина день Ивана Денисовича»: проблема сохранение личности. Своеобразие образа главного героя. Система персонажей. Роль деталей. «Архипелаг ГУЛАГ».
Александр Солженицын- родился в 1918 году в Кисловодске. Отец был офицер, умер за полгода до рождения сына. Солженицын окончил физмат Ростовского университета. Заочно так же обучался в Московском институте истории философии и литературы. Был мобилизован по окончании офицерской школы на фронт в звание лейтенанта. После смерти матери в феврале -45г арестовывают и отправляют в лагерь. Причина - за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства . Осужден на 8 лет. В -56г его реабилитируют решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию, но запрещают въезд в центральные города: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 года Солженицын в Рязани, преподает в школе . Жил в посёлке Торфопродукт. Там он пишет «Один день Ивана Денисовича. Это были советы выживания в лагерях: -забыть обо всех и обо всём, даже о семье; - надо трудиться, найти себе дело. Становится одним из самых резонансных произведений После появления в 1962 году этого произведения был принят в Союз писателей. Публикуют в журнале «Новый мир» .. Начинается плодотворный период работы «Раковой корпус», «В круге первом». Но печатать удаётся только за рубежом. Начинает работать над «Архипелаг ГУЛАГ» положение ухудшается- исключают из союза писателей, начинается травля в прессе «Архипелаг» печатается за рубежом.. За него вступаются за рубежом- лишают гражданства. Живёт и в США до перестройки. В -88г возвращают гражданство. Солженицын был упрямым, принципиальным ,немного жёстким человеком. После лагеря ему диагностировали 4 стадию рака, но чудом вылечился. Солженицын поверил, что это бог спас его ради того, чтобы он говорил о лагере. Всю жизнь он воспринимал как служение. Сахаров потом назовёт его «гигантом борьбы за человеческое достоинство»
«Архипелаг ГУЛАГ» начал писать, с 58-68г, когда ещё жил в Росси в эпоху оттепели. Дописывал в -79г. Материалов не хватала. Книга полу-документальная - художественная. Собирались документы и истории других людей. Эта книга считается обобщающим произведением. В нём показана работа людей и устройство лагерного мира. Книга делится на Семь глав, семь этапов: 1)арест(в каких условиях), 2)следствие,3) суд, 4) этапирование 5)лагерь,6) каторга, 7)ссылка. Все имена в письмах автор указывал, считал, что нужно доказать, чтобы потомки знали о них. Солженицын рассматривает лагерь как архипелаг, вся Россия – Гулаг. Отрицал культ личности, отказывается складывать всю вину на одного человека, считал, что виновата вся нация. Жанр-опыт художественного исследования. Стиль – яростный, гневный.
«Одина день Ивана Денисовича»- образ главного героя- модель поведения в лагере. Иван Денисович- типичный, собирательный образ. Крестьянин без тяги к земле. Подчёркивает, что из-за коллективизации была утеряна любовь к родной земле. Ведёт полемику с другими авторами –как выживать, как наказывают за плен. Много персонажей и все сидят по разным, типичным статьям. У всех были свои прототипы. Пространственно-временная организация расширяется за счёт воспоминаний и мыслей о будущем- сколько осталось.ИВАН ДЕНИСОВИЧ — герой повести-рассказа. Образ И.Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них — Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой — сам Солженицын, отбывавший срок по пресловутой 58-й статье в 1950-1952 гг. в лагере в Экибастузе и тоже работавший там каменщиком.
Вопрос 27
"Тихая лирика" - направление в русской поэзии 50-х - 70-х годов; один из важнейших путей реставрации в литературе важнейших первооснов бытия. В центре произведений поэтов - внимание к деревне, родной земле, традиционным ценностям. Трактуется как проявление почвеннических тенденций возрождения русской духовности.
"Тихая лирика" как бы продолжает линию С. А. Есенина и уничтоженных в 20-е - 30-е годы "новокрестьянских" поэтов.
"Тихая лирика" осмысляется критиками и читателями в 1960-х годах как противовес "громкой" поэзии "шестидесятников" (Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский следовали по поэтической тропе В.Маяковского, читали свои произведения на стадионах, собирая огромную аудиторию). Подспудно в этом звучало возрождение русской национальной линии, противостоящей принципиальному космополитизму последователей Маяковского. В основе "тихой лирики" многие почувствовали православные (и даже более древние) корни.
"Тихая лирика" представлена в первую очередь такими поэтами, как Николай Михайлович Рубцов, Владимир Николаевич Соколов, ранний Анатолий Владимирович Жигулин, Алексей Тимофеевич Прасолов, Станислав Юрьевич Куняев. Никаких организационных форм это литературное течение не приобретало.
Особенности и соотношения
Элегичность многих произведений этих поэтов заставляет читателя обратиться к жизни души в её универсальности, вне классового подхода, обычных для советского времени тем Ленина, партии и т. д. Лирический герой авторов этого течения обретает цельность личности в обращении к глубинной памяти.
Сочетаются романтические и реалистические мотивы. Традиционные образы "тихой лирики" - дом, дорога, путь, Родина, мать, память, звёзды, одиночество души и т. п.
"Тихая лирика" соотносится с таким явлением, как "деревенская проза", а также в определённой степени с музыкой Г. В. Свиридова и В. А. Гаврилина.
Николай Рубцов
Лирика Рубцова совершенно особая. Настроения людей, картины быта не нашли широкого и глубокого отражения в его стихах. Наиболее эмоционально в них выразилось личное "я" поэта. Тема души прозвучала в творчестве РУбцова волнующе, пронзительно. Основной мотив его стихотворений - мотив одиночества. Рубцов торопился писать, жить, словно чувствовал свой скорый конец. Одно из его лучших стихотворений так и называется - "Я умру в крещенские морозы…".
В каждой строчке поэт передавал свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки.
Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и мотивы русской христианской философии, темы крестьянской поэзии. Произведения Рубцова отличаются пристрастием к деталям сельского быта, сочетанием христианских и языческих мотивов, темами классической русской литературы. Поэт утверждает самобытность русской нации. Рубцов убежден, что есть зависимость духовного мира человека от земли, традиций крестьянской жизни.
Пейзаж строится по принципу контраста. Сначала описывается зимняя красота природы. На фоне монументальной природы появившийся в снежной пустыне огонек воспринимается как очаг жизни, надежда. Образ героини стихотворения типичен для тех лет. Старушка до сих пор живет воспоминаниями о страшной войне.
Во многом произведения Рубцова перекликаются с лирикой Фета. Поэт постоянно обращается к молчаливым собеседникам, ищет гармонии с природой. С этим связана психологическая тонкость его пейзажа: пристрастие к изображению пограничных состояний и времен суток, особое отношение к свету и тени. Для поэта характерен мотив обращения к родным могилам, тема памяти. Он воспринимает смерть как смирение. Это своеобразное вступление в царство "сказочного мира", "последнее новоселье".
Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для стихотворения "Посвящение другу". Через все произведение проходят традиционные мотивы: образ ночи, звезды, огней в деревне, реки. Все это дает лирическому герою надежду, поддерживает его. Зима у поэта всегда связана с душевным холодом. "От зимней стужи глохнет покинутый луг", - утверждает кто-то, но не лирический герой. Не гибнут надежды героя, пока "светлые звезды горят". Исследователи творчества Рубцова справедливо отмечали, что образ дороги связан у него с образом Времени, истории, судьбы России.
Все темы и мотивы лирики поэта тесно перекликаются между собой. Вместе они образуют неповторимое единство. Поэзия Рубцова задумчивая, нежная, зовущая к размышлению. Крестьянское селение, земля связаны с космосом. Нельзя однозначно назвать лирику Рубцова "тихой". В ней отразилась широкая русская натура, задушевность, искренность. Никто не сумел проникнуть в народную жизнь так глубоко и проникновенно, как Н.М. Рубцов. "Звезда его полей" продолжает освещать нашу жизнь.
Вопрос 28
Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.
Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен жанра "авторская песня" являются одновременно авторами и стихов, и музыки.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде - в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Ген Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева).
Однако отношение государства к авторам было далеко не единым. Так, Союз писателей занимал позицию предельно неприязненную - "что это за поющие поэты"; в то же время Союз композиторов многое делал для авторов самодеятельной песни - считая, что их творчество (при всей самодельности их мелодий) компенсирует некоторое пренебрежение массовой песней, появившееся у профессиональных композиторов в 1960-е годы по сравнению с довоенным временем.
В 1960-е этот жанр стал более распространённым. Появились новые имена, новые таланты, среди которых выделяется В. Высоцкий. Тематика его творчества многопланова. Лирика его многословна.
В истоках творчества поэта лежат впечатления, воспоминания о военных и послевоенных годах жизни Москвы. Будучи юношей, Высоцкийвоспринимал войну как нечто романтическое, героическое.
В песнях, посвящённых войне, автор проявляет себя как человек с острым ощущением того, что можно чувствовать в критической ситуации. Ощущения борьбы, опасности хорошо переданы в песнях "Их восемь - нас двое", "Сыновья уходят в бой", "Песня о погибшем лётчике" и других.
Высоцкий пишет стихи о горах и море. Он рисует здесь ситуации, в которых человек преодолевает свой страх, слабость и достигает цели. Эти произведения также имеют романтическую окраску. Здесь же развивается тема дружбы.
Одной из особенностей песен Высоцкого является их ориентированность на устную форму. Песни часто монологичны. Героями могут быть люди из разных социальных слоёв и профессий. Высоцкий, чтобы передать характер каждого, использует различную лексику. Это могут быть просторечия ("не сумлевайтесь, милые"), профессионализмы ("мы говорим не штормы, а шторма"), фразеологизмы ("Я ж по-ихнему ни слова,// Ни в дугу и ни в тую").
Своих персонажей поэт наделяет индивидуальными речевыми особенностями
Многие песни Высоцкого сюжетны, в них воспроизводится какая-либо ситуация: "Разговор у телевизора", "Инструкция перед поездкой за рубеж", "Милицейский протокол".
Высоцкий не только писал песни, но и сам их исполнял их. Его особая манера исполнения, не похожая на другие, делала эти произведения более яркими, запоминающимися. Мне кажется, что письменное издание песен Высоцкого беднее живого звучания.
Для создания комического эффекта Высоцкий сам придумывает формы слов: "И наша семья болшанством голосов" ("Поездка за город"); "метевоусловия не те" ("На таможне"). Некоторые строки из его песен стали крылатыми фразами: "Жираф большой, ему видней".
Высоцкий с иронией относится к "политизированности" обывательского сознания.
Высоцкий относится к своим персонажам с юмором, берущим истоки из народного. Поэт таким образом выделяет какие-то пороки, недостатки и показывает пути избавления от них.
В своём творчестве Высоцкий обращался и к теме любви, и к теме "бесполезности" интеллигенции, к теме отношений личности и государства.
Таким образом, Владимир Высоцкий внёс большой творческий вклад в развитие авторской песни 1960-х-1970-х годов, в развитие русской поэзии.
Булат Окуджава
Булат Окуджава - властитель чувств уже нескольких поколений. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Но естественность Окуджава отнюдь не синоним безыскусности. Окуджава - мастер поэтического языка.
Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни,Булат Шалвович Окуджава родился в Москве.
Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".
В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя
Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944-го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.
Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.
После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".
Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики".
Всего у Окуджавы около полутора сотен песен. Они - о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в торжество разума и мудрости.
Александр Галич
(1918 - 1977)
Русский советский драматург, поэт, бард.
Автор пьес "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой звездой"), Походный марш ("За час до рассвета, 1957), "Пароход зовут "Орленок" (1958), "Матросская тишина" и др.
Написал также сценарии кинофильмов "Верные друзья" (Совместно с К. Исаевым, режиссер М. Калатозов), "На семи ветрах" (режиссер С Ростоцкий), "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу", совместный советско-французский "Третья молодость" о Мариусе Петипа, "Беженцы ХХ века" (Норвегия) и др. Галич - автор стихов, прозы и песен.
Многие стихи Галича возникали как песни, а многие песни рождались из стихотворений. Исполняя свои песни, Галич вносил в мелодию характерные интонационные изменения. "Посмотрите, очень многие из этих сочинений заключают в себе точный сюжет, практически перед нами короткие новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И каждая песня несет совершенно определЕнный характер главного действующего лица или, так сказать, лирического героя".
В то время зарождалось такое явление, как авторская песня. Вместе с песнями Галича звучали голоса Окуджавы и Визбора. Отличие Галича от них в "злободневности, сегодняшности, неприкрашенности" (В. Ардов), в четкой политической направленности его песен. Но с окончанием хрущевской оттепели назрела необходимость выбора: оставаться ли вопреки своим убеждениям в "обойме" признанных и популярных или вступать в борьбу, отстаивая свою позицию. Галич выбирает последнее.
29 декабря 1971 года Московская писательская организация исключает Галича из своих рядов.
С ним расторгаются уже заключенные ранее договоры, с вежливым отказом возвращаются уже казалось бы одобренные заявки- Вскоре Галич перестает быть членом Союза кинематографистов и Литфонда.
В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину.
Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15 декабря 1977 года от удара электрическим током в тот момент, когда подсоединял антенну к только что купленной стереосистеме.
Вопрос 29
Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Постмодернизм первоначально проявился в западном искусстве, возник как противопоставление модернизму, открытому для понимания избранным. В русской литературе появление постмодернизма относится к началу 1970_х годов. Лишь в конце 1980_х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменимой литературной и культурной данности, а к началу XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна». Характерной особенностью русского литературного постмодернизма является несерьёзное отношение к своему прошлому, к истории, фольклору, классической литературе. Основные приёмы постмодернистов: парадоксы, игра слов, использование ненормативной лексики. Основная цель постмодернистических текстов – развлечь, высмеять.
Отечественная постмодернистская литература прошла определенный процесс «кристаллизации», прежде чем оформилась в соответствии с новыми канонами. Сначала это была «другая», «новая», «жесткая», «альтернативная» проза Вен. Ерофеева, А. Битова, Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Пелевина, В. Маканина, В. Пьецуха, и др. Это проза была полемичной, оппозиционной по отношению к традиции, это была иногда даже «пощечина общественному вкусу» с ее антиутопичностью, нигилистическим сознанием и героем, жесткой, негативной, антиэстетической стилистикой, всеобъемлющей иронией, цитатностью, чрезмерной ассоциативностью, интертекстуальностью. Постепенно из общего потока альтернативной прозы выделилась именно постмодернистская литература с ее собственно постмодернистской чувствительностью и абсолютизацией игры слов.
Ерофеев Венедикт Васильевич. По окончании школы с отличием, на 17-м году жизни, поехал в столицу ради поступления в Московский университет. Поступил, но через полтора года был отчислен за нехождение на занятия по военной подготовке.
Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет. Первым, заслуживающим внимания сочинением считаются "Заметки психопата" (1956-1958 гг.), начатые в 17-летнем возрасте. Самое объемное и самое нелепое из написанного. В 1962 году — "Благая весть", которую знатоки в столице расценили как вздорную попытку дать "Евангелие русского экзистенциализма" и "Ницше, наизнанку вывернутого". Осенью 1969 года добрался, наконец, до собственной манеры письма и зимой 1970 года нахрапом создал "Москва-Петушки" (с 19 января до 6 марта 1970). В 1972 году за "Петушками" последовал "Дмитрий Шостакович", черновая рукопись которого была потеряна, однако, а все попытки восстановить ее не увенчались ничем. В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Если не считать написанного под давлением журнала "Вече" развязного эссе о Василии Розанове и кое-чего по мелочам. Весной 1985 года появилась трагедия в пяти актах "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора". Начавшаяся летом этого же года болезнь (рак горла) надолго оттянула срок осуществления замысла двух других трагедий. Впервые в России "Москва-Петушки" в слишком сокращенном виде появились в журнале "Трезвость и культура".
Текст «Москвы - Петушков» отличается высокой степенью лиричности, ритмический строй превалирует в поэме, в ней внимательный читатель обнаруживает смысло-ритмизованные слои. В работах по изучению ее поэтической организации выявляются особенности ритмической структуры. Поэма была разбита на небольшие смысловые фрагменты, в которых проверялось наличие ритмики, скрытой рифмы и других атрибутов стиховой организации. Примеры из текста, включающие прямую речь, как правило, оказывались ритмичными, что свидетельствует о его лирическом характере.
Герой поэмы Ерофеева удручен, уязвлен "страданиями человечества", правда, слезы его, отчасти вызваны непомерным питьем. Текстовая организация «Москвы - Петушков» - не формальное соединение отдельных деталей, а сложная смысловая картина человеческой жизни. Поэма представляет собой исповедь героя/автора, где все события происходят в пространстве его внутреннего мира. Структура, сюжет, конфликт «Москвы - Петушков» подводят читателя к встрече с актуальными, а самое главное, вечными проблемами.
Вопрос 30
Татьяна Никитина Толстая родилась в семье с богатыми литературными традициями. Родственники по отцовской и материнской линиям, были тесно связаны с литературой. После университета Татьяна переезжает в Москву. В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Именно здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Её дебют – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году. Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, её заставило банальное обстоятельство. После произведённой на глазах операции ей пришлось около месяца пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сама сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.
Вскоре родился её дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновлённая успехом, Толстая пишет ещё два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы, такие как «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».
Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.
В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Он был встречен неоднозначно, но приобрёл множество поклонников. Своей создательнице роман принёс премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. А в следующем году вышло ещё три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое».
В сборнике рассказов «На золотом крыльце сидели...» развиваются почти все основные темы и мотивы творчества Т. Толстой: детство и старость, иллюзии и действительность, человек и окружающий мир, связь прошлого с настоящим и будущим.
Главная проблема произведения «Кысь» заключается в поисках утраченной духовности и внутренней гармонии. Толстая демонстрирует нам мир, в котором царит полный хаос и неразбериха. В этом мире духовные ценности не имеют никакого значения, культура гибнет, а люди не понимают элементарных вещей. Единственным источником знаний являются книги, однако и они находятся под запретом. А тех, кому вздумается хранить у себя старопечатные книги, ждет наказание.
Еще один отличительный признак романа – интертекстуальность. На протяжении всего произведения встречаются отрывки из стихотворений Пушкина, Блока, Цветаевой, Лермонтова, которыми зачитывается главный герой Бенедикт. Присутствуют в романе и арии из оперы «Кармен», и песни Гребенщикова, отрывки которых исполняют слепцы. Все это напрямую связано с проблематикой романа.
31) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕБОРАЗИЕ «ОМОН РА»
Главный герой романа – Омон Ра. Такое необычное имя дал мальчику его отец, который хотел, чтобы его сын стал милиционером.
В романе не представлен ни один диалог, где мальчики обсуждали бы земные проблемы. Мальчики говорили о небе, жили небом.
Кстати, «суп с макаронными звёздочками, курица и компот» встречаются в романе 4 раза. Этот элемент связывает различные периоды жизни Омона. Такой приём создаёт ощущение единства всего в нашей жизни.
Человек, который был в самолёте, - это сам Омон. Их судьбы очень похожи. Омон в будущем станет игрушечным человечком из детства.
Вывод: Космос в романе используется в двух смыслах. В первом значении оно употребляется как астрономическое понятие. Омон всё-таки стал космонавтом, но он стал частью системы, механизма. Ампутация была не только ног, но и мечты. Из чего-то светлого мечта стала долгом перед Родиной. Во втором смысле, космос используется как внутренний мир. Этот внутренний космос Омон постиг и остался в нём. В реальной жизни, внешней освоение Космоса – ампутация. Освоение космоса внутри - реальное осуществление детской мечты.
ПРОЗА ПЕТРУШЕВСКОЙ
Определяющим признаком данной художественной системы является переходность, основными ее константами – традиция и новаторство. В едином пространстве этого мира сопрягаются и дополняют друг друга типологически различные культурные «слои».
Структурной осью данной системы является сентименталистский дискурс, через который выражается точка зрения матери, болеющей за своих детей. Позиция со-страдания и жалости определяет взаимоотношения в коммуникативной цепочке автор-герой-читатель, проявляется через интертекстуальные связи с текстами-предшественниками, обнаруживает себя на лексическом уровне и в художественной структуре произведений.
Значимость реалистического дискурса обуславливается самим выбором жизненного материала, к которому обращается Петрушевская, спецификой ее героев, погруженных в сферу обыденности, преобладающей формой повествования. Стратегия реалистического дискурса определяется авторской установкой на постижение истины жизни за пеленой повседневного. При этом реалистический диск