Кооперативные и частные издательства
В годы нэпа возросла книжная продукция кооперативных издательств «Колос», «Начатки знаний», «Кооперация» и других, возникших еще в начале революции.
В 1922 г. создается кооперативное издательство членов профсоюза бумажной промышленности «Земля и фабрика» (ЗИФ), сначала как универсальное издательство, призванное снабжать широкие массы читателей города и деревни доступными по содержанию и цене книгами.
С 1926 г. «Земля и фабрика» реорганизуется в типизированное издательство художественной литературы с сохранением ориентировки на самые широкие круги читателей. С этого времени она широко выпускает художественную литературу, в основном советскую, отчасти и для детей.
Издательство выпустило собрания сочинений Ф.В. Гладкова, А.С. Неверова, Н.Н. Ляшко, В. Шишкова, А.С. Новикова-Прибоя, И.Г. Эренбурга и других советских писателей, а также зарубежных — А. Франса, Дж. Лондона, Дж. Конрада и др., работы по литературоведению и критике. «Земля и фабрика» издавала с 1926 г. несколько серий: «Библиотеку исторических романов»; «Школьную серию», в которую входили произведения советских писателей по школьной программе; серию «Жизнь на ходу», посвященную жизни рабочих; «Рабоче-крестьянскую библиотеку»; «Краеведческо-приключенческую библиотеку»; серию «Лики звериные», в которой каждая книжка была посвящена какому-нибудь семейству животных или птиц — «Бобры», «Орлы», «Моржи» и т.п.; «Библиотеку сатиры и юмора»; «Библиотеку критики и искусствоведения».
«Земля и фабрика» выпускала и подарочные издания — собрание романов В. Скотта в 14 томах в роскошных переплетах, полные собрания сочинений Ж. Верна и Ф. Купера и отдельные произведения, например, «Три толстяка» Ю.К. Олеши с рисунками М.В. Добужинского и др.
Издательство выпускало несколько журналов: художественный, литературно-общественный и научно-популярный журнал «30 дней» с приложениями (выходил с 1925 г.), журнал путешествий, приключений, научной фантастики, краеведения и охоты «Всемирный следопыт», журнал «Вокруг света», альманах «Земля и фабрика» (редактор — Ф.В. Гладков); ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный «Журнал для всех» с приложениями, под редакцией В.М. Бахметьева.
В 1921 г. Философское общество при Петроградском университете, объединившись с некоторыми другими университетскими научными обществами, создало свое издательство для выпуска задуманного еще до революции собрания сочинений философа-идеалиста Платона. По имени школы древнегреческого мыслителя и было присвоено издательству название «Academia». Через два года издательство было передано Институту истории искусств как хозрасчетное предприятие.
Руководимое крупными учеными (Ф.Ф. Зелинским, Н.И. Кареевым и др.), издательство было научным по своему характеру и задачам. В его планы входил выпуск гуманитарной литературы и лучших произведений мировой классики, но первоначально линия издательства не была достаточно четкой и наряду с книгами по истории, литературе и искусству появлялись издания по точным наукам и, даже по технике.
С середины 20-х гг. среди изданий «Academia» все больший удельный вес занимает художественная литература.
С 1927 г. начался выпуск серии «Сокровища мировой литературы», отличавшейся глубокой текстологической подготовкой, мастерскими переводами и обстоятельными научными комментариями. Серия продолжала работу «Всемирной литературы», откуда, в «Academia» перешли А.М. Горький, А.К. Дживелегов, В.М. Жирмунский и др. Выходили серии «Памятники литературного быта» и «Театральные мемуары».
Современную художественную советскую и зарубежную литературу выпускали новые издательства «Недра» (с 1924) и «Время» (с 1923).
На протяжении 20-х гг. был принят ряд мер по регламентации частных издательств. Наиболее активный период деятельности частных издательств приходится на 1922-1923 гг. В 1923 г. их число составило 30% общего числа советских издательств, в 1924 — 39%. Но удельный вес частных издательств в общей книжной продукции был относительно невелик и имел тенденцию к сокращению: так, с 20% в.1922 г. он снизился до 7% в 1925-1926 гг. Среди частных издательств было много маломощных, существовавших недолго и выпустивших всего лишь два-три издания. В 1927 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о регистрации предприятий по изданию и распространению произведений печати. Оно отменяло существующий порядок деятельности частных издательств, что привело к их резкому сокращению. К началу 30-х гг. из них сохранились лишь считанные, например, издательство бр. Гранат, выпускавшее «Энциклопедический словарь», бр. Сабашниковых, З.И. Гржебина. Тиражи книг частных издательств были невысоки, они терялись в массе советских многотиражных изданий.
В большинстве своем частные издательства выпускали художественную и детскую литературу, научно-популярные книги, переводные издания.
В сентябре 1921 г. в Петрограде появилось издательство «Аквилон», которое специализировалось на выпуске изящно иллюстрированных изданий. Для издательства характерно отношение к книге как к произведению искусства. Тиражи изданий невелики — 500-1500 экз. Среди них — «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина (рис. М.В. Добужинского), «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина (рис. М.В. Добужинского), «Три рассказа» Анри де Ренье (ил. Д.Д. Бушена), «Золотой жук» Эдгара По (ил. Д.И. Митрохина), «Шесть стихотворений» Н.А. Некрасова (рис. Б.М. Кустодиева). Самое монументальное издание «Аквилона» — художественный альбом «Версаль», воспроизводящий серию акварелей А.Н. Бенуа.
В 1922 г. возникло издательство «Мысль». Оно выпускало книги по всем вопросам знания, особенно много — по естественным наукам, сельскому хозяйству, детские книги, переводы произведений современных зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Синклера, Г. Уэллса, Р. Тагора, С. Жеромского и др.). Издательство выпускало серии «Библиотека иностранной литературы» и «Театральная библиотека».
В конце 1922 — начале 1923 г. в Петрограде появилось первое советское детское издательство «Радуга». Оно было основано известным до революции, радикально настроенным журналистом, прозванным «королем репортеров», Л.М. Клячко. Первые книги с маркой «Радуга» вышли в 1922 г. Здесь впервые увидели свет многие произведения С.Я. Маршака («Пожар», «Чудеса», «Загадки», «Книжка про книжку», «Вчера и сегодня») и К.И. Чуковского («Бармалей», «Мойдодыр», «Тараканище» и др.). В «Радуге» дебютировал Виталий Бианки. За восемь лет существования, с 1923 по 1930 г., «Радуга» выпустила около 400 книг для детей. Их отличает высокий уровень оформления. Книги иллюстрировали В.В. Лебедев, С.В. Чехонин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, Е.С. Кругликова, Ю.П. Анненков, В.М. Конашевич и др. Главным художником издательства был Владимир Лебедев. Все это содействовало успеху издательства. В 1925 г. на Всемирной художественно-декоративной выставке в Париже издательству «Радуга» была присуждена медаль за оформление книг.
Большинство частных издательств ориентировалось на буржуазные и мелкобуржуазные слои общества; их издания зачастую были направлены против пролетарской идеологии. Одной из мер борьбы с этим и явилось увеличение выпуска советские изданий, весьма убедительно противопоставляющих идейность и содержательность советской книги — безыдейной, развлекательной литературе, выпускавшейся частными издательствами.
Организация издания книг на языках народов СССР
В.И. Ленин придавал огромное значение проникновению книги в самые отдаленные уголки страны. Отвечая на вопросы американского корреспондента, В.И. Ленин подчеркивал: «Мы всячески помогаем самостоятельному, свободному развитию каждой народности, росту и распространению литературы на родном для каждого языке...»
В связи с тем что в целом ряде республик издательская работа вовсе не была еще развернута или еще не могла удовлетворить потребности местного населения, возникла необходимость наряду с укреплением и созданием местных национальных издательств организовать издание национальной книги в центре, в Москве. Постановлением ВЦИК 14 декабря 1922 г. было образовано Центральное Восточное национальное издательство, которое должно было содействовать культурному развитию восточных и отчасти северных народов СССР. В его составе были созданы мордовская, чувашская и татарская секции. Оно должно было руководить издательской деятельностью на восточных языках во всех советских республиках, снабжать массы национальной политической и общеобразовательной книгой, выпускало несколько газет и журналов.
Аналогичные задачи выполняло Центральное Западное национальное издательство, организованное в 1923 г., в его составе была немецкая, польская, еврейская секции.
В целях содействия общественно-политическому и культурному развитию трудящихся всех национальностей Советского Союза решено было создать при Центральном Исполнительном Комитете СССР единое Центральное издательство народов Союза ССР (Центроиздат).
Центроиздат был создан 13 июня 1924 г. при ЦИК СССР путем слияния Восточного и Западного издательств. На него возлагалась задача издавать периодическую и непериодическую общественно-политическую, научную и учебную литературу на национальных языках. Центроиздат должен был реализовать решение Х съезда РКП (б) по национальному вопросу, составленное и принятое под руководством В.И. Ленина: «...помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед Центральную Россию». В обязанности Центроиздата входило: «а) выработка издательских планов и программ своей работы, исходя из культурно-просветительных нужд национальностей Союза ССР; б) издание периодической и непериодической литературы как общественно-политического, так и научного и учебного характера на национальных языках (газеты, журналы, книги, учебники, брошюры и пр.); в) распространение как своих, так и чужих изданий» . В 1924 г. Центроиздат выпустил книги на 25 языках, в 1931 г. — уже на 97.
Книги издавались для национальностей индоевропейской группы языков, тюркской, финно-угорской, народов северокавказской группы, монгольской и др. Для набора книг использовалось несколько алфавитов: русский, латинский (в том числе готический), арабский, армянский.
В 1925 г. при Центроиздате была создана профшкола для подготовки квалифицированных национальных типографских рабочих.
Центроиздат совместно с рядом научных учреждений и путем обмена опытом с национальными издательствами на местах создавал письменность для тех народов, которые ее еще не имели, обрабатывал, упрощал и улучшал орфографию, устанавливал терминологию, отливал шрифты.
Центроиздат стал универсальным издательством, на целом ряде языков выпускал буквари, учебники, общественно-политическую, научно-популярную, сельскохозяйственную, художественную, детскую, юношескую литературу, брошюры по санитарии и гигиене, бытовым и культурным вопросам. Практиковалось издание небольших библиотечек по различным вопросам, по очень низкой цене — от 2 до 5 коп. за брошюру, тиражом 10 — 20 тыс. экз. Серийно издавалась русская и национальная художественная литература. Но основное внимание Центроиздат уделял изданию учебной литературы. Центроиздат и другие национальные издательства обеспечили учебниками и букварями 45 национальностей. Больше всего было издано учебников для начальной школы.
Вся эта разносторонняя и многоязычная деятельность Центроиздата требовала прочной полиграфической базы. В Москве была создана специальная типография. Поначалу это была маленькая, полукустарная типография. В 1925 г. она превратилась в крупнейшую Книжную фабрику, единственную в своем роде по количеству шрифтов на различных языках и по национальному составу рабочих.
Вся продукция Центроиздата и часть продукции его отделений вырабатывалась на Книжной фабрике. При ней была создана Центральная школа наборщиков, где обучались представители 22 национальностей. Здесь готовились кадры не только для Центроиздата и его отделений, но и для национальных издательств в республиках.
Зарубежная печать оценила издание книг на финно-угорских и ряде тюркских языков как огромнейшее культурное событие.
Издание общественно-политических книг
Расширение и углубление пропаганды марксизма-ленинизма требовало упорядочения и улучшения издания произведений основоположников марксизма-ленинизма. Создаются два научных центра по собиранию, изучению и публикации произведений классиков марксизма-ленинизма — Институт Маркса и Энгельса (1921) и Институт В.И. Ленина (1923).
Институт Маркса и Энгельса приступил к публикации материалов уже в 1923 г. Первая публикация Института — «Манифест Коммунистической партии». Были выпущены в свет и другие произведения Маркса и Энгельса. Первое в мире издание «Диалектики природы» Ф. Энгельса (1925) сыграло огромную роль в изучении марксистской философии и естественных наук.
XIII съезд РКП (б) принял решение о выпуске на русском языке второго, научного издания сочинений В.И. Ленина, избранных, сочинений на русском и основных нерусских языках и отдельных произведений на всех языках народов Советского Союза.
Институт Ленина приступил к публикации отдельных произведений В.И. Ленина и «Ленинских сборников», к подготовке 2-го издания сочинений В.И. Ленина. Это издание, как и первое, выпускал Госиздат. Параллельно со 2-м изданием выходило и. 3-е, более массовое и дешевое. По своему составу оба издания были одинаковы, отличались только оформлением и ценой.
Помимо сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина издавались сочинения и отдельные произведения Л. Фейербаха, К. Каутского, Г.В. Плеханова, а также П. Лафарга, Ф. Меринга, К. Либкнехта, К. Цеткин, А.М. Коллонтай и других русских и западноевропейских философов и публицистов.
В эти годы подготовку историко-партийных документов, трудов по истории партии и русского революционного движения, биографической и мемуарной литературы широко развернул Истпарт — Комиссия для собирания, разработки и издания материалов по истории партии и Великой Октябрьской социалистической революции, созданная в 1920 г. и объединенная в 1928 г. с Институтом В.И. Ленина при ЦК ВКП(б). Существовали и местные Истпарты при партийных комитетах, наиболее активный из них был Ленинградский. Госиздат взял на себя издание книг, подготовленных Истпартом.
Госиздат публикует партийные и правительственные документы и материалы: «РКП (б) в резолюциях ее съездов и конференций (1903-1921 гг.)», «Программа и Устав РКП(б)», стенографические отчеты, резолюции, постановления партийных съездов, конференций, пленумов, сборники распоряжений, декретов, законов рабоче-крестьянского правительства, материалы съездов Советов и пр.
В 1926 — 1928 гг. реорганизуется издание военной литературы. Все мелкие издательства были ликвидированы, издание книг по военному делу передано Госиздату. Он стал выпускать книги по тактике, о строительстве Красной Армии, о действиях отдельных родов войск, уставы, инструкции, наставления, а также военные мемуары, книги по истории войн.
Издание технических и естественнонаучных книг
Издание технической книги было обусловлено всей политической и социально-экономической обстановкой в стране. Без нее не мог совершаться технический прогресс, не могло развертываться социалистическое строительство.
В деле технического прогресса, создания материально-технической базы социалистического общества насущно необходимой стала специальная печать. На ее развитие было обращено особое внимание, удельный вес ее значительно вырос.
В январе 1923 г. Издательский отдел ВСНХ был преобразован в Государственное издательство технической литературы. Гостехиздат работал очень оперативно, откликаясь на все задачи, возникавшие в области развития промышленности. Он выпускал книги и журналы по технической политике партии и государства, по электрификации страны, по индустриализации в целом и развитию отдельных отраслей тяжелой промышленности. В его изданиях отражены важные задачи того времени — режим экономии, использование дешевых видов топлива, снабжение промышленности сырьем.
Видное место в его продукции занимала серийная литература. Большую популярность приобрела серия «Рабочая библиотека» в помощь подготовке кадров квалифицированных рабочих и мастеров. Теоретические работы, учебные пособия и справочную литературу включала серия «Инженерно-промышленная библиотека», отличавшаяся актуальностью и высоким научным уровнем.
Выпускало издательство и учебную литературу по технике, в том числе облегченные учебники без высшей математики — для студентов из рабочих и крестьян, не имевших необходимой подготовки.
Выпуск технической книги быстро возрастал. К 10-летию Октября она заняла третье место в книжной продукции страны, после общественно-политической и художественной литературы. Тематика ее значительно расширилась, первостепенное значение приобрели труды по новым отраслям промышленности, новой технологии, передовым методам труда.
В 20-е гг. заметно вырос выпуск учебной технической литературы. Это было обусловлено требованиями подготовки кадров советской технической интеллигенции и квалифицированных рабочих, широкой сетью учебных профессионально-технических заведений. Авторами учебников и учебных пособий были ученые, преподаватели специальных учебных заведений, инженеры-производственники. Наряду с такими солидными учебниками, как «Распространение электромагнитной энергии» акад. М.В. Шулейкина, «Металлургия чугуна» М.А. Павлова были изданы учебники, имевшие широкое читательское назначение, которые могли быть использованы и в вузах и в техникумах.
Наиболее распространенным видом технической книги была производственная, выходившая под лозунгом «Технику в массы». Эта литература рассматривалась как важнейшая. Рост выпуска производственной книги диктовался рядом причин: спросом на квалифицированную рабочую силу, задачами увеличения производительности труда, подъемом культурного уровня рабочего класса. Если запросы квалифицированных рабочих в определенной мере удовлетворялись, то книг для малоквалифицированных рабочих было все еще мало. Тематика производственной литературы отражала технический прогресс, развитие технической мысли, новых отраслей промышленности. Над созданием ее трудились ученые, инженеры и техники, изобретатели, сами рабочие. Главным образом этот тип литературы выпускался серийно — в «Рабочей библиотеке» Гостехиздата, в серии «За рабочим станком», в создании которой принимали участие видные ученые — И.А. Одинг, И.М. Холмогоров, М.Г. Евангулов и др.
Потребность в научной и учебной книге была очень велика. Осенью 1921 г. Главное управление профессионального образования (Главпрофобр), руководившее подготовкой кадров для всех отраслей народного хозяйства и социалистического строительства, образовало Комиссию по воссозданию технической и научной литературы. Комиссия составила план издания учебных руководств для технических и других учебных заведений.
Главпрофобр организовал свой издательский отдел, который сдал в печать ряд учебных пособий и монографий. Авторам было заказано много книг.
В конце 1921 г. издательский отдел при Наркомпросе был расформирован, и Госиздат, руководствуясь заданиями Главпрофобра и Главнауки (Главное управление научными, научно-художественными, музейными и по охране природы учреждениями Наркомпроса), стал самостоятельно готовить к изданию научные сочинения. Научная коллегия при Госиздате выработала обширный план издания научной литературы.
Были осуществлены две ценные серии. Для подготовленных читателей — «Современные проблемы естествознания» (с 1922 г.), оригинальные и переводные сочинения по наиболее актуальным проблемам научной мысли. До 1930 г. в этой серии вышло около 45 книг по физике, электронике, математике, геологии, космогонии, биологии и др. В серию «Классики естествознания» вошли труды М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, Г. Гельмгольца, «Оптика» И. Ньютона, классический трактат В. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Все выпуски серии снабжались пояснительными примечаниями и комментариями видных деятелей науки и техники.
В серии «Научные монографии» был опубликован ряд трудов выдающихся советских ученых, в частности труд акад. И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы».
В 1927 г. вышел первый выпуск серии «Новейшие течения научной мысли». Особенно интенсивно она издавалась в последующие три года. В этой серии выпущено около 20 книг советских и зарубежных авторов по математике, физике, астрономии, геологии, кристаллографии, биологии.
Госиздат создал научно-популярные серии для читателей с различным уровнем образовательной подготовки. Для грамотных рабочих и крестьян и для учащихся школы I ступени — серия «Наука для всех». Читателю более подготовленному предназначалась серия «Начатки естествознания». Еще более серьезна серия «Популярно-научная библиотека». В этой серии увидели свет широкоизвестные книги — «Глаз и солнце» С.И. Вавилова, «Холод в природе и технике» С. Григорьева, «Звук» Д. Тиндаля, «Астрономические вечера» Г. Клейна, «О специальной и общей теории относительности (общедоступное изложение)» А. Эйнштейна. Выходили также общеобразовательная серия «Дарвиновская библиотека», серия «Наука XX века», «Природа и культура» и др.
Издание энциклопедий и справочников
Для восстановления народного хозяйства и для развертывания социалистического строительства советскому народу требовались обширные разносторонние знания. Это вызвало большой спрос на энциклопедии. Старые энциклопедии тенденциозно, с буржуазной точки зрения трактовали исторические, философские, политические и эстетические вопросы, во многом устарели по фактическому материалу.
Необходимы были новые советские энциклопедии, основанные на марксистско-ленинской методологии, партийные, широко освещающие современность.
В 1925 г. Центральный Исполнительный Комитет СССР принял решение о выпуске многотомного энциклопедического справочника — Большой Советской Энциклопедии. Ее издание было возложено на организованное в этом же году издательство «Советская энциклопедия». Одним из основателей и главным редактором энциклопедии был О.Ю. Шмидт. К участию в создании БСЭ были приглашены И.П. Павлов, А.Н. Бах, М.Н. Покровский, С.И. Вавилов, партийные и государственные деятели: В.В. Куйбышев, М.В. Фрунзе, Н.А. Семашко, Г.М. Кржижановский, Н.Л. Мещеряков, И.И. Скворцов-Степанов, К.Е. Ворошилов, А.В. Луначарский. В издании БСЭ участвовали видные иностранные ученые. Основное внимание уделялось идейной направленности издания, исключающей характерные для западных и дореволюционных энциклопедий эклектизм и идеализм. Авторы и редакторы стремились отразить в статьях уровень, достигнутый в различных областях науки и практики.
К исполнению иллюстраций были привлечены лучшие советские художники и граверы. Первое издание БСЭ имело небывалый для энциклопедических изданий тираж. К 1930 г. он был доведен до 80 тыс. экз.
Видный французский славист, проф. Андре Мазон писал: «Данное издание делает честь работе ученых Союза Советских Социалистических Республик».
До 1930 г. вышло 15 томов издания. С 1928 г. выходила Малая Советская Энциклопедия под ред. Н.Л. Мещерякова.
Издание БСЭ явилось крупнейшим завоеванием советской науки и культуры. Приветствуя на страницах «Правды» (8 марта 1925 г.) выход в свет первого тома БСЭ, М.Е. Кольцов писал: «...одно бесспорно. Самый выход советской энциклопедии является блестящим контрольным признанием крепости, устойчивости и долговечности нашего строя. Энциклопедии выпускаются лишь в странах, где налицо все предпосылки беспрепятственного на многие годы развития и спокойного роста».
Издание сельскохозяйственных книг
В связи с исключительным вниманием партии и правительства к работе в деревне в 1922 г. создаётся издательство «Новая деревня» из прежнего издательства Наркомзема. Требования к издательству сформулированы в директиве XII съезда РКП (б).
Основная серия «Сельская библиотека» была рассчитана на только что научившихся читать крестьян и имела целью поднять культуру земледелия. Крестьянская книга составляла 50% всей продукции издательства. Привлекая авторов из самих крестьян, партийных, земельных работников, деревенскую интеллигенцию, создав крестьянскую редакционную коллегию, «Новая деревня» сумела дать селу книгу, нужную по содержанию и доступную по изложению.
На агрономов, работников земельных управлений и руководителей сельскохозяйственных кооперативов была рассчитана серия «Библиотека земледельца» — популярные книги, посвященные практике и теории сельского хозяйства.
«Новая деревня» переиздавала и лучшие из книг дореволюционных издательств — А.Ф. Девриена, П.П. Сойкина, Департамента земледелия и других, подвергнув их редакционной переработке. Книги «Новой деревни» пользовались большим спросом, многие из них дважды и трижды переиздавались. Популярности их, кроме актуального содержания, способствовало обилие иллюстраций, крупный шрифт и низкая цена.
«Новая деревня» выпускала еженедельную газету Народного комиссариата земледелия «Сельскохозяйственная жизнь», ежемесячный популярный журнал «Новая деревня» и научный журнал «Сельское и лесное хозяйство».
Сельскохозяйственную литературу выпускал и Госиздат. Одной из наиболее удачных серий была «Сельскохозяйственная библиотека» — 60 книг по всем вопросам сельского хозяйства, написанных опытными агрономами.
Серия «Библиотека для крестьян и рабочих» была призвана помочь рабочим и крестьянам в их каждодневной жизни, в работе и быту.
Книги этой серии носили сугубо прикладной характер (промыслы и ремесла, полевое хозяйство, садоводство и огородничество и пр.).
Массовым тиражом в 50-100 тыс. экз. выпускали книги для деревни и другие издательства: «Новая Москва», «Молодая гвардия», «Прибой», «Долой неграмотность».
В издании книг для деревни наблюдались и недостатки: не выполнялись планы издания, особенно по разделам, предназначенным для малоподготовленного читателя, язык некоторых книг был либо трудным для понимания крестьянского читателя, либо отличался примитивным упрощенчеством. Конкуренция между издательствами, параллелизм и дублирование вели к затовариванию рынка однотипной литературой.
Издание художественной литературы
Улучшению издания художественной литературы способствовало постановление ЦК РКП (б) о политике партии в области художественной литературы, принятое 18 июня 1925 г. Выступая против «легализованной монополии на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации», осуждая «попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературное дело», ЦК партии требовал тщательнее подбирать людей в те учреждения, которые ведают делами печати, «обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой».
Госиздат — монопольный издатель русской классической литературы — выпустил в этот период сочинения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и некоторых других писателей.
Серийные издания, как правило, снабжались вступительными статьями и комментариями.
Наряду с «Дешевой библиотекой классиков» широкую известность приобрели серии «Универсальная библиотека» (произведения советских и зарубежных авторов), «Русские и мировые классики», «Библиотечка Демьяна Бедного».
Ценное начинание Госиздата — серия «Творчество народов СССР», знакомившая читателей с лучшими произведениями украинской, белорусской, узбекской, грузинской, армянской, башкирской, еврейской литератур.
С 1923 г. Госиздат выпускал серию «Изба-читальня» — популярные произведения русских классиков, современных писателей, иностранных авторов. В серию входили только произведения малых жанров, преимущественно отражающие крестьянскую или революционную, социальную тему, с яркой фабулой, наиболее доступные по форме и по стилю. Издавались сборники коротких повестей и рассказов и отдельные издания, как правило, пересказ, переделка сложных, многосюжетных произведений («Углекопы» Э. Золя, «Девяносто третий год» В. Гюго). Среди книг для крестьянства, выпускаемых Госиздатом, более 40% занимала художественная литература.