Книжное дело на Руси XIV-XV вв.

Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на всей книжной образованности Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность в народе, резко сократилось число самих письменных памятников.

В феодальных центрах — при княжеских дворах, монастырях и т.д. — существовали местные мастерские для переписки книг. Часто они работали по заказу на основе договора («ряда»). В книжном деле того времени уже возникает разделение труда. Одни исполняли «черное письмо», другие занимались приготовлением бумаги, разлиновкой, художники разрисовывали инициалы, заставки, особые мастера выполняли миниатюры и т.д. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. Среди писцов существовала определенная иерархия — мастера, подмастерья, «робята», «паробки» и т.д.

В конце XIV в. наряду со старыми центрами книжного дела — Новгородом и Псковом — появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский.

По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а затем многонационального русского государства появляются и растут книжные собрания в Москве — новом центре русской культуры. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширные библиотеки, переписываются и переводятся книги, в которых нуждалось крепнущее централизованное русское государство.

В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков.

На рубеже XIV-XV вв. русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянских монастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянское влияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями с южными славянами и монастырскими колониями на Балканах.

Следы второго южнославянского влияния прослеживаются на всей русской культуре рубежа XIV-XV вв., но особенно сильно в литературе и письменности; произошли изменения в репертуаре богослужебной литературы, графике, материале и орудиях письма, в характере оформления рукописной книги. Впервые на Руси появляются многие «Слова» и «Поучения» Василия Великого, Исаака Сирина, Григория Синаита, Иоанна Златоуста и др. В новых, более полных и точных переводах распространяются списки библейских книг, житийные тексты. Славянские писцы совершенствуют полуустав, вырабатывают особо изящные и красивые почерки.

Памятники книжной письменности XIV-XV вв.

Среди памятников письменности XIV-XV вв. выделяется знаменитая Лаврентьевская летопись, написанная монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде по заказу суздальского и нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича. Это копия с более древнего, плохо сохранившегося, «ветхого» оригинала.

В 1792 г. Лаврентьевская летопись была приобретена Мусиным-Пушкиным из библиотеки Крекшина, современника Петра I, распроданной наследниками. Рукопись хранится в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В конце XV в. был составлен полный кодекс библейских книг — Геннадиевская библия, названная так по имени новгородского архиепископа Геннадия, руководившего всей работой. Создавал Геннадиевскую библию целый штат писцов, справщиков, переводчиков, знатоков священного писания. Текст библии был заново сверен и отредактирован по многим русским и иноземным источникам. Он лег в основу всех последующих изданий церковнославянской библии.

Появление таких книг, как Геннадиевская библия, свидетельствовало о том, что переписывание книг превратилось к концу XV в. в настоящее мануфактурное производство. И все же рукописный способ размножения книг был недостаточно производительным, не мог уже удовлетворить растущий спрос на книгу и должен был уступить место более совершенному и производительному способу — книгопечатанию.

Материал и орудия письма. Оформление рукописных книг

Материалом для письма до XIV в. служил в основном пергамен, носивший на Руси также названия «харатья», «кожа», «телятина». Пергамен выделывался из кожи молодых ягнят, телят, коз и других животных.

Кроме пергамена, для письма на Руси употреблялась (как уже говорилось) береста. Буквы процарапывали, точнее выдавливали на поверхности бересты костяными, металлическими и даже деревянными стержнями с острием на одном конце и с лопаточкой на другом. Такие «писала», как их называли в Древней Руси, подвешивали к поясу и хранили в специальных кожаных чехлах.

Рукописи писались чернилами и различными красками. Чернила древних русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они были либо железистого происхождения, либо приготовлялись из сажи, из отвара ольховой или дубовой коры.

Заголовки, инициалы, заглавные буквы или буквицы писали красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка». Писать с красной строки — значит начинать строку с абзаца, т.е. с небольшого отступления вправо. Употреблялись также охра — светло-желтая краска, лазурь — ультрамариновая, зеленая, черная и свинцовые белила. Как особая роскошь, использовались золото и реже серебро.

Орудием письма служило перо. Перья были преимущественно гусиные, иногда лебединые и даже павьи (павлиньи). Листы перед письмом разлиновывались линейкой и цепочкой в один или два столбца.

Книга составлялась из отдельных тетрадей, состоявших из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в десть — в лист, в полдесть — в пол-листа, в четверть, восьмушку и т.д. Преобладали рукописи большого формата.

Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплеты изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей. Часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи — жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады. Верхнюю крышку переплета порою украшали драгоценными камнями, жемчугом.

В русских рукописных книгах и в некнижной письменности (акты и т.п.) сменилось три типа письма: устав, полуустав и скоропись.

Устав — древнейшая форма кириллического письма, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв древнейшего устава приближалась к квадрату. В уставе почти нет сокращений (аббревиатур) и надстрочных знаков.

С середины XIV в. появляется почерк более мелкий и более округлый — полуустав. В полууставе нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу. Нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры).

Надстрочные знаки — титла — обозначают сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения — «силы».

В деловой переписке получил распространение третий тип письма — скоропись. С середины XIV в. скоропись употребляется все чаще и в XV в. начинает уже вытеснять полуустав. Распространение скорописи было вызвано ростом деловой переписки в условиях образования централизованного русского государства и стремлением к экономии времени.

Скоропись отличается многообразными начертаниями одних и тех же букв, связным написанием соседних букв, вытянутостью оконечностей букв за пределами строки, вызванною свободным нажимом и взмахом пера. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой.

В XV в. на Руси получило распространение особое декоративное письмо — вязь. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи — различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения.

Художественные изображения рукописных книг состояли из украшений и миниатюр. Украшения были орнаментальными (слово «орнамент» происходит от латинского ото — «украшаю») и сюжетно-шрифтовыми. В украшения входили:

1. заставки — графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом;

2. концовки — подобные же, но меньших размеров украшения в конце книги или ее глав и разделов;

3. инициалы (от латинского initium — начало) — разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, ее раздела, главы, реже абзаца;

4. украшения на полях (цветки).

Раскрашенная от руки иллюстрация в тексте или на отдельных листах получила название миниатюра. Термин этот произошел от латинского слова «minium», т.е. сурик, красная краска; miniatus — значит «раскрашенный». В настоящее время слово «миниатюра» понимается в смысле «очень маленький», что соответствует другому латинскому термину — «minimum». Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались «лицевыми» или «обряженными», т.е. иллюстрированными. Вносили украшения уже после написания текста. Поэтому часто встречаются рукописные книги с незаполненными местами или черновыми набросками.

В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей:

1. орнамент XI-XII вв., геометрический или растительный. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.). На заставках и на инициалах — изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур. По времени этот стиль совпадает с преобладанием уставного письма;

2. орнамент XIII-XIV вв., известный под названием «чудовищного», или тератологического (от греческого слова «терас», «тератос» — чудовище). Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, единорогов, змей, грифов), а также людей, перевитые сложными сплетениями ремней или ветвей. В ряде инициалов «чудовищного» орнамента отражены бытовые мотивы. Так, например, буква «М» могла изображать двух рыбаков, тянущих сеть и ссорящихся между собою (об этом говорит пояснительная подпись). Буква «Р» изображает человека, держащего за ноги зайца, и т.д.;

3. орнамент XV в., называемый жгутовым, или плетеным. Заставки плетеного орнамента состоят из кругов или прямоугольников. Растительный орнамент XV в. характеризуется стилизацией цветов и растений, обрамленных геометрическими фигурами. Это дальнейшее развитие древнерусского орнамента XI-XII вв.;

4. орнамент XVI-XVII вв. — цветной, или травной. Характеризуется усилением реализма в изображении трав и цветов (букеты в вазах, гирлянды и т.п.);

5. старопечатный. Свое название он получил по сходству с книжной гравюрой. В заставках старопечатного орнамента — черные травы и цветы на белом фоне или белые травы на черном фоне. В таком же духе выполнены инициалы. В рукописных книгах подобный орнамент появился еще до возникновения на Руси книгопечатания. В дальнейшем рукописный орнамент подвергся влиянию книжной гравюры.

Оформляли книгу замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. — Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV — начала XV в. — Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев — бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова. Влияние Рублева ощутимо в миниатюрах небольшого Евангелия начала XV в. из Успенского собора Московского Кремля.

В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа знаменитого русского художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия Изографа. С именем последнего связывают появление старопечатного орнамента. Установлено участие Феодосия в изготовлении книжных заставок, гравированных на металле.

Книги писались долго и заканчивались обычно послесловием — писец просил читателя не осуждать его за ошибки. Многие приписки свидетельствуют о большой любви к книгам и содержат наставления, как с ними обращаться. Так, «Изборник Святослава» 1073 г. заканчивается словами: «А коньць вьсем книгам: оже ти собе не любо того и другому не твори» (А конец всем книгам: что тебе не любо, того и другому не твори). «Яко радуется жених о невесте, — читаем в послесловии к Евангелию 1164 г. — тако радуется писец, видя последний лист».

Многие книги сохранили приписки на полях, сделанные либо самими писцами, либо читателями книги. Эти приписки содержат сведения о владельцах книг, о покупателях, о цене и т.п. Особенно важны те из них, в которых встречаются сведения об исторических событиях.

Книжной торговли в нашем смысле слова в Древней Руси не было. Вплоть до XV в. книги чаще обменивали, дарили и лишь в редких случаях продавали и покупали. Продавали книги на торгу или на дому сами переписчики.

Наши рекомендации