Этап I. «Назови произведение»
- В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)
- А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви. («Русалочка».)
- Главного героя этого произведения учитель часто наказывал. («Приключения Тома Сойера».)
- В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса. («Святая ночь».)
- Произведение, которое заканчивает раздел. («В Назарете».)
- В этом произведении можно узнать о подводной жизни. («Русалочка».)
Этап II. «Найди пару»
- Соедините автора и его произведение. «Путешествие Гулливера»
С. Лагерлеф «Святая ночь» Дж. Свифт «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Г.Х. Андерсен «В Назарете»
Этап III. «Бюро находок»
- Из какого произведения эти вещи?
• Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
• Персик. («Приключения Тома Сойера».)
• Острый нож. («Русалочка».)
• Длинная остроконечная палка. («Святая ночь».)
• Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера».)
• Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».)
Этап IV. «Назови имя»
• Марка Твена звали... (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс).
• Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер,... (Бекки Тэтчер).
• Назовите имя матери Иисуса.(Мария.)
Этап V. «Домашнее задание»
(Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2 на с. 217 учебника.)
Этап VI. «Задай вопрос»
(Команды готовят друг другу по два вопроса.)
Этап VII. «Оживи картинку»
За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники должны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнаваемо.
III. Подведение итогов урока
(Награждение команды-победительницы.)
_________________________________
Тема: Урок-игра «Литературные тайны»
Цели:повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности.
Комментарий для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды учащиеся выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг.
Оборудование: выставка книг писателей, которых изучали в этом учебном году, подарки для учащихся, табло на доске.
Тема | Цена вопроса | ||||
Тайны животных | |||||
Богатыри | |||||
Писатели | |||||
Поэты | |||||
Сказки | |||||
Детская | |||||
Объяснялки |
Ход урока
I. Организационный момент
Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год. Наш последний урок мы посвящаем книгам и их авторам. Игра называется «Литературные тайны». Вы разделились на команды. Выберите капитанов, придумайте название команды и свой девиз.
(Идет представление команд.)
Напоминаю правила игры. Вы выбираете тему и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов!
II. Работа по теме урока
Тайны животных
Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит думать почаще. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше...
10 Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей...
— Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети и птичка». А. Плещеев.)
20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. («Лебедушка». С. Есенин.)
30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтобы люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)
40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)
50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А.И. Куприн.)
Богатыри
10«Иповелел он своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь"».
— О ком идет речь? (Об Олеге, его называли вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)
20 Он основал монастырь во славу Святой Троицы — Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? (Сергий Радонежский.)
30 Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!»
— Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как указано на камне.)
40 На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок Ляху гордому...
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
— Кто написал эти строки? (Иван Саввич Никитин. «Русь».)
50 Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
Писатели
10Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.)
20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно — всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.)
40 Учитель, участник Октябрьской революции, Гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившим свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)
50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Крылов. Псевдоним составлен из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)
Поэты
10Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
— Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весенний дождь». А.А. Фет.)
20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
— Кто это говорит? Кто автор? (Бабочка. А.А. Фет.)
30 Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
— Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А. П. Плещеев. Птичка говорит детям.)
40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)
50 Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.
Сказки
10Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет... (Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.)
20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.)
30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но свое название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.)
40 Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
— Что это? (Это зеркало.)
— В какой сказке оно играло немаловажную роль? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин.)
50 «Время не дремлет, часы не стоят». Какая сказка раскроет смысл этой пословицы? («Сказка о потерянном времени». Е.Л. Шварц.)
6. Детская
10«Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень... потом Томск... потом... потом... в Камчатку... Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив... Вот тебе и Америка... Тут много пушных зверей».
— Кто собирался в такое путешествие? (Мальчики. А.П. Чехов.)
20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? («Главные реки». В.Ю. Драгунский.)
30 Еда - главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. (Мишка, «Чтолюбит Мишка», В.Ю. Драгунский.)
40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»? («Никакой я горчицы не ел». В.В. Голявкин.)
50 Он знал, что, когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность. О ком идет речь? («Том Сойер». М. Твен.)
Объяснялки
— Понятием «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т. п. Что обозначают следующие крылатые выражения?
10 Сказка про белого бычка. (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.)
20 Бить баклуши. (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложки, поварешки и т. п.), т. е. делать очень несложное дело.)
30 Делу время и потехе час. (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)
40 Ждать у моря погоды. (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)
50 Знать назубок. (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)
III. Подведение итогов
(На табло остается пустая клетка. Это подарок участникам игры (можно вручить заранее приготовленные призы). Подсчитывают количество очков у каждой команды, награждают победителей.)
IV. Проверка техники чтения
(Тексты для проверки техники чтения см. в приложении 1.)