Мини-викторина «Лекарственные растения»
— Мы с вами отправляемся в путешествие по дорогам любимых книг. Но надо вспомнить, какие лекарственные растения нам помогут в пути. В какой литературе мы встречали эти сведения? (В справочной литературе.)
(Вопросы задают по очереди каждой команде.)
• Ягоды невкусные — уж очень большие у них косточки. Но посмотрите: если листочки закручены вниз — будет хорошая погода. Это растение — хороший барометр. (Костяника.)
• Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное название. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай.)
• Если ты натер в пути ногу, какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник.)
• Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты и йода? (Торфяной мох сфагнум.)
• Какая болотная ягода может заменить лимон? (Клюква.)
• Считается, что это растение от 99 болезней. Что это за растение? (Зверобой.)
• Из какого сорного растения сырых и тенистых мест можно приготовить вкусный салат? (Из мокрицы.)
• Кустарник от сорока болезней. (Шиповник.)
• Какую траву любят кошки? Ее применяют при бессоннице и нервных расстройствах. (Валериана.)
• Это растение лечит многие кожные заболевания. Подсказка—в самом названии. Что это? (Чистотел.)
Конкурс «Гора пословиц»
— Этот конкурс состоит из двух частей. Сначала вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Поднимите руки, когда будете готовы. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.
Ответы
• В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.
• Выбирай книгу, как выбираешь друга.
• Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
• Будешь книги читать — будешь все знать.
• Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда читают.
— Сейчас вам предстоит отгадать загадки по пословицам и поговоркам. Если отгадаете с первого раза, то получите три жетона.
1. Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет. Они — зеркало души.
У семи нянек дитя без него. (Глаз.)
2. За чужой щекой он не болит. Видит око, да он неймет. Дареному коню в них не смотрят. (Зуб.)
3. Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Ему не прикажешь. (Сердце.)
4. Без него и трава не растет. Мокрому он не страшен. Будет он - будут и грибки. (Дождь.)
5. Два друга — он да вьюга. Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз.)
Конкурс «Узнай писателя»
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья:
Быль, сказка, повесть и рассказ —
Все старые друзья.
- Сейчас вы выберете портрет писателя (они лежат лицевой стороной вниз). Вам нужно узнать, кто это и назвать как можно больше произведений, которые он написал. На это задание отводится пять минут.
(Писать могут и родители.) Ученикам предлагаются портреты:
• Николай Николаевич Носов;
• Ганс Христиан Андерсен;
• Иван Андреевич Крылов;
• Михаил Михайлович Пришвин;
• Лев Николаевич Толстой.
Викторина по прочитанным произведениям
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
- Итак, сейчас трудный конкурс - вам надо будет узнать героев произведений, вспомнить даже мелочи из них.
Вопросы 1-й команде
• Вспомните имя друга Вити Малеева. (Костя Шишкин. Н. Носов.)
• В каком стихотворении какого писателя говорится: «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны»? («А что у вас?» СВ. Михалков.)
• Вспомните, кто победил Таракана, злодея из известной детской сказки. (Воробей. «Тараканище». К.И. Чуковский.)
• Сколько лет «сиднем сидел» Илья Муромец? (33 года.)
Он добрый, необыкновенный, С огромными ушами,
Заняться любит с другом Геной Полезными делами. (Чебурашка.)
Вопросы 2-й команде
• Очень вредная старуха, Все ей плохо. Все не так. Надоедлива как муха... Кто такая? (Шапокляк.)
• Поставили ребята отрывок «Бой Руслана с Головой» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Какую роль исполняли Витя и Костя? (Роль лошади Руслана. Н.Н. Носов.)
• Как зовут упрямого мальчика, героя одного из стихотворений? (Фома. СВ. Михалков.)
• Из какой сказки этот отрывок?
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада. («Телефон». К.И. Чуковский.)
• Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова.) .
Вопросы 3-й команде
• Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую землю? (Добрыню.)
• Несет посылку дяде Феде
В деревню, что у речки,
Усталый, нет велосипеда.
Кто он? Скажите! (Печкин.)
• Как называется рассказ, в котором писатель говорит о мальчиках, не сумевших сварить кашу? («Мишкина каша». Н. Носов.)
• В каком произведении СВ. Михалков рассказал о человеке огромного роста? Как его фамилия? («Дядя Степа». Степанов.)
• Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (Пудов пять или шесть.)
Вопросы 4-й команде
• Какая сказка известного писателя начинается словами:
Маленькие дети!
Никогда не свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! («Бармалей». К.И. Чуковский.)
• Тот, кого сумел одолеть Алеша Попович. (Тугарин.)
• Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску,
Корову Мурку он завел,
Зовется кот... (Матроскин).
• Какая повесть Н. Носова написана в форме дневника мальчика? («Дневник Коли Синицына».)
• В какой сказке СВ. Михалкова заяц из-за своего хвастовства попадает в беду? («Зайка-зазнайка».)
Вопросы 5-й команде
• В какой сказке Сергей Владимирович рассказал о медведе, страстном курильщике? («Как медведь трубку нашел».)
• Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки, блошки, бабушка-пчела, бабочка-красавица.)
• Река около Черной гряды, где засел Соловей-разбойник. (Смородинка.)
• Кого бобер домой принес С охоты неудачной?
Он — «бесполезный», «глупый пес». А как зовут собачку? (Шарик.)
• В каких сказках Николай Носов рассказал о человечках-коротышках? («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».)
Конкурс «Открой пещеру»
— Отправляемся дальше. Но вот перед нами пещера. Как открыть вход в нее? (Ответы учеников.)
— Да, действительно, во всех сказках вход обычно открывается, если скажешь заклинание. А кто такие заклинания знает? Напишите на листочке за пять минут.
(Учащиеся с листочками выходят к доске по одному от каждой команды и по очереди зачитывают.)
— Дополнительный вопрос. Как вы помните, хоббиту и гномам заклинания не понадобились. Как же они открыли вход в пещеру? (Луч заходящего солнца высветил скважину для ключа, ключ подошел, и дверь в пещеру открылась.)
— Мы вошли с вами в пещеру, а там... большой сундук с богатствами.
(Учитель убирает ткань с большой коробки, оформленной в виде сундука.)
— Ребята, как вы думаете, какое богатство там может быть? (Предположения учащихся.)
— Докажите, что книга — это богатство. (Ответы учеников.) Да, ребята, одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Так
гласит народная мудрость. Это подарки вам, как самым хорошим читателям.
(Книги будут подарены в конце праздника.)
Конкурс «Театральный»
В конце урока вы получите книжки в подарок. Давайте и мы сделаем подарок нашим друзьям-книгам. В начале нашего праздника вы получили карточки с именами героев. Сейчас возьмите шапочки с этими именами. За пять минут вы должны подготовить инсценировку из тех произведений, в которых вы собрались.
(Ученики готовятся и показывают отрывки.)
Конкурс «Музыкальный»
— Чтобы нам было веселее, давайте споем. А спеть вы должны песни из сказок, рассказов и т. д.
(Каждая команда исполняет песни. Этот конкурс может проводиться в виде аукциона: кто больше вспомнит.)