Мини-викторина «Лекарственные растения»

— Мы с вами отправляемся в путешествие по дорогам люби­мых книг. Но надо вспомнить, какие лекарственные расте­ния нам помогут в пути. В какой литературе мы встречали эти сведения? (В справочной литературе.)

(Вопросы задают по очереди каждой команде.)

• Ягоды невкусные — уж очень большие у них косточки. Но посмотрите: если листочки закручены вниз — будет хоро­шая погода. Это растение — хороший барометр. (Костяника.)

• Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное название. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай.)

• Если ты натер в пути ногу, какое растение поможет облег­чить боль? (Подорожник.)

• Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты и йода? (Торфяной мох сфагнум.)

• Какая болотная ягода может заменить лимон? (Клюква.)

• Считается, что это растение от 99 болезней. Что это за ра­стение? (Зверобой.)

• Из какого сорного растения сырых и тенистых мест можно приготовить вкусный салат? (Из мокрицы.)

• Кустарник от сорока болезней. (Шиповник.)

• Какую траву любят кошки? Ее применяют при бессоннице и нервных расстройствах. (Валериана.)

• Это растение лечит многие кожные заболевания. Подсказ­ка—в самом названии. Что это? (Чистотел.)

Конкурс «Гора пословиц»

— Этот конкурс состоит из двух частей. Сначала вы полу­чите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Поднимите руки, когда будете готовы. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.

Ответы

• В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.

• Выбирай книгу, как выбираешь друга.

• Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

• Будешь книги читать — будешь все знать.

• Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда читают.

— Сейчас вам предстоит отгадать загадки по пословицам и по­говоркам. Если отгадаете с первого раза, то получите три жетона.

1. Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет. Они — зеркало души.

У семи нянек дитя без него. (Глаз.)

2. За чужой щекой он не болит. Видит око, да он неймет. Дареному коню в них не смотрят. (Зуб.)

3. Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Ему не прикажешь. (Сердце.)

4. Без него и трава не растет. Мокрому он не страшен. Будет он - будут и грибки. (Дождь.)

5. Два друга — он да вьюга. Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.

Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз.)

Конкурс «Узнай писателя»

Увидеть вас в который раз

Явилась книг семья:

Быль, сказка, повесть и рассказ —

Все старые друзья.

- Сейчас вы выберете портрет писателя (они лежат лицевой стороной вниз). Вам нужно узнать, кто это и назвать как можно больше произведений, которые он написал. На это задание отводится пять минут.

(Писать могут и родители.) Ученикам предлагаются портреты:

• Николай Николаевич Носов;

• Ганс Христиан Андерсен;

• Иван Андреевич Крылов;

• Михаил Михайлович Пришвин;

• Лев Николаевич Толстой.

Викторина по прочитанным произведениям

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

- Итак, сейчас трудный конкурс - вам надо будет узнать ге­роев произведений, вспомнить даже мелочи из них.

Вопросы 1-й команде

• Вспомните имя друга Вити Малеева. (Костя Шишкин. Н. Носов.)

• В каком стихотворении какого писателя говорится: «Мамы разные нужны. Мамы всякие важны»? («А что у вас?» СВ. Михалков.)

• Вспомните, кто победил Таракана, злодея из известной дет­ской сказки. (Воробей. «Тараканище». К.И. Чуковский.)

• Сколько лет «сиднем сидел» Илья Муромец? (33 года.)

Он добрый, необыкновенный, С огромными ушами,

Заняться любит с другом Геной Полезными делами. (Чебурашка.)

Вопросы 2-й команде

• Очень вредная старуха, Все ей плохо. Все не так. Надоедлива как муха... Кто такая? (Шапокляк.)

• Поставили ребята отрывок «Бой Руслана с Головой» из поэ­мы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Какую роль испол­няли Витя и Костя? (Роль лошади Руслана. Н.Н. Носов.)

• Как зовут упрямого мальчика, героя одного из стихотворе­ний? (Фома. СВ. Михалков.)

• Из какой сказки этот отрывок?

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада. («Телефон». К.И. Чуковский.)

• Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова.) .

Вопросы 3-й команде

• Кого из богатырей князь Владимир посылал в ханскую зем­лю? (Добрыню.)

• Несет посылку дяде Феде

В деревню, что у речки,

Усталый, нет велосипеда.

Кто он? Скажите! (Печкин.)

• Как называется рассказ, в котором писатель говорит о мальчи­ках, не сумевших сварить кашу? («Мишкина каша». Н. Носов.)

• В каком произведении СВ. Михалков рассказал о человеке огромного роста? Как его фамилия? («Дядя Степа». Степанов.)

• Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (Пудов пять или шесть.)

Вопросы 4-й команде

• Какая сказка известного писателя начинается словами:

Маленькие дети!

Никогда не свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять! («Бармалей». К.И. Чуковский.)

• Тот, кого сумел одолеть Алеша Попович. (Тугарин.)

• Хозяйственный и умный,

Усатый, весь в полоску,

Корову Мурку он завел,

Зовется кот... (Матроскин).

• Какая повесть Н. Носова написана в форме дневника маль­чика? («Дневник Коли Синицына».)

• В какой сказке СВ. Михалкова заяц из-за своего хвастов­ства попадает в беду? («Зайка-зазнайка».)

Вопросы 5-й команде

• В какой сказке Сергей Владимирович рассказал о медведе, страстном курильщике? («Как медведь трубку нашел».)

• Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки, блошки, бабушка-пчела, бабочка-красавица.)

• Река около Черной гряды, где засел Соловей-разбойник. (Смородинка.)

• Кого бобер домой принес С охоты неудачной?

Он — «бесполезный», «глупый пес». А как зовут собачку? (Шарик.)

• В каких сказках Николай Носов рассказал о человечках-ко­ротышках? («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».)

Конкурс «Открой пещеру»

— Отправляемся дальше. Но вот перед нами пещера. Как от­крыть вход в нее? (Ответы учеников.)

— Да, действительно, во всех сказках вход обычно открыва­ется, если скажешь заклинание. А кто такие заклинания знает? Напишите на листочке за пять минут.

(Учащиеся с листочками выходят к доске по одному от каждой команды и по очереди зачитывают.)

— Дополнительный вопрос. Как вы помните, хоббиту и гно­мам заклинания не понадобились. Как же они открыли вход в пещеру? (Луч заходящего солнца высветил скважину для ключа, ключ подошел, и дверь в пещеру открылась.)

— Мы вошли с вами в пещеру, а там... большой сундук с бо­гатствами.

(Учитель убирает ткань с большой коробки, оформленной в виде сундука.)

— Ребята, как вы думаете, какое богатство там может быть? (Предположения учащихся.)

— Докажите, что книга — это богатство. (Ответы учеников.) Да, ребята, одна хорошая книга лучше всякого сокровища. Так

гласит народная мудрость. Это подарки вам, как самым хорошим читателям.

(Книги будут подарены в конце праздника.)

Конкурс «Театральный»

В конце урока вы получите книжки в подарок. Давайте и мы сделаем подарок нашим друзьям-книгам. В начале нашего празд­ника вы получили карточки с именами героев. Сейчас возьмите шапочки с этими именами. За пять минут вы должны подготовить инсценировку из тех произведений, в которых вы собрались.

(Ученики готовятся и показывают отрывки.)

Конкурс «Музыкальный»

— Чтобы нам было веселее, давайте споем. А спеть вы должны песни из сказок, рассказов и т. д.

(Каждая команда исполняет песни. Этот конкурс может про­водиться в виде аукциона: кто больше вспомнит.)

Наши рекомендации